• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вера Мостовая: «Европейская литература начинается с “Илиады” и “Одиссеи” Гомера»

В 2021 году ИКВИА ВШЭ проводит набор на бакалаврскую программу «Античность». Программа предлагает два трека: филологический и исторический. Как связаны между собой тематические блоки и дисциплины программы? Этот и другие вопросы мы задали руководителю программы доценту ИКВИА ВШЭ Вере Мостовой.

A Reading From Homer by Sir Lawrence Alma-Tadema, 1885 (фрагмент)

A Reading From Homer by Sir Lawrence Alma-Tadema, 1885 (фрагмент)
Creative Commons

— Программа «Античность» предлагает два трека: исторический и филологический. История и поэзия — как они связаны в античности?

Произведения, с которых начинается европейская литература, — это «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Они рассказывают о древних героях, обладавших незаурядными талантами: физической крепостью и силой убеждения, красотой и достоинством, к некоторым из них приходят боги. В поэтической форме рассказывается история о походе на Трою, о роли богов в жизни людей, о судьбе и личной ответственности. Филолог в первую очередь заинтересуется красотой поэтического языка — а на гомеровском языке никто никогда не говорил, это был особенный эпический диалект, — драматическим повествованием, разнообразием характеров, историей поэтической традиции. Для историка в центре внимания окажется вопрос об эпосе как историческом источнике: насколько мы можем доверять гомеровским сведениям о походе греков в Малую Азию, о деталях их военного быта, религиозных культов, государственного устройства. Если эпос — одна из форм исторической памяти, почему он допускает искажения? Оказывается, что развитие героического эпоса подчинено определенным законам, его персонажи — герои исторического предания, но идеализированные; традиция отбирает детали, которые могут произвести впечатление на слушателей. Поэтому у Гомера есть и очень точное описание вещей, которыми пользуются герои (кубок Нестора, шлем Одиссея, бронзовое оружие), но есть и анахронизмы (например, техника боя на колесницах).

Впоследствии поэтическую историю сменяет история в прозе, и у Геродота мы видим эпическую неспешность, любовь к описаниям, акцентировании роли судьбы в жизни человека. Проза состязается с поэзией, перенимает отдельные фигуры и приемы, создает новые. И здесь для историка, так и для филолога открывается возможность посмотреть на труды греческих историков в источниковедческом и историко‑литературном ракурсе.

Вообще, античную литературу, особенно греческую, невозможно изучать отдельно от исторического контекста, исполнение лирических песен, трагедии и комедии было привязано к ритуалу, а с другой стороны, и литература проливает свет на события древности, в том числе, как древние воспринимали себя, свое предание, окружающий мир.

— Еще одна связь внутри программы — антиковедение и византинистика. Что такое Византия для антиковеда?

Византия для антиковеда, с одной стороны, совершенно новый мир, ведь хотя ранняя Византия ближе к античности, впоследствии ее уклад приобретает все больше средневековых черт. С другой, Византия — преемница античного наследия. Сами византийцы считали себя римлянами, гражданами восточной римской империи. Провести четкой черты между поздней античностью и ранней Византией практически невозможно, язычество соседствует с христианством достаточно долго, и деятели раннего христианства проходили выучку в античных риторических и философских школах. Пиетет перед греческой литературой и философией был очень высок, особенно перед Гомером и Платоном, и вместе с тем, византийские читатели были очень взыскательны. Они сохраняли далеко не все рукописи и не всех авторов, и именно благодаря их строгому отбору до нас дошел именно такой не очень большой набор произведений греческих авторов.

Очень интересно изучать, как именно византийцы понимали античных авторов; сохранились византийские истолкования и пересказы Гомера для юношества, чьей целью было научить правильному пониманию образов гомеровских героев для воспитания христианских добродетелей. Другой важный вопрос — это изменение литературного греческого языка. Ориентируясь на аттический язык античных авторов классического времени, византийцы спустя тысячу лет старались ему подражать. Но изменился мир, содержание понятий, менялся и живой язык. Таким образом, исподволь менялся язык литературный. Новая жизнь античности в цитатах, аллюзиях и самой языковой ткани представляет собой захватывающую картину.

— Наконец, третья важная связь: античность и Восток. Что студенты программы узнают об этом?

Знакомство с Востоком студенты начинают сразу после поступления с курса «История и география Древнего мира». Это большой основательный курс, первая половина которого посвящена истории цивилизаций Древнего Востока. Восточное Средиземноморье во II тыс. до н.э. было пронизано торговыми, политическими, военными связями, результатом которых становятся участие греков в походах «народов моря», послуживших прообразом десятилетней осады Трои, проникновение культов восточных богов в греческий олимпийский пантеон, обмен произведениями ремесленных мастерских и т.д.. Тесные контакты продолжались по мере заселения греками Малой Азии и Причерноморья; напряженные отношения с Персидской державой, походы Александра Македонского, а затем Рима объединяют Восток и античность в одну империю. Таким образом, оказывается, что на занятиях по античной мифологии и религии, истории античной литературы, истории античности различных периодов, на курсе по истории античного искусства в той или иной мере затрагиваются вопросы о взаимодействии греков и римлян с их восточными соседями. И эта область тоже ждет своих исследователей.

Античность