• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Ахунова: «Каждая греческая ваза, каждый римский рельеф — это целый рассказ об эпохе»

В 2021 году ИКВИА ВШЭ проводит набор на бакалаврскую программу «Античность». У студентов, интересующихся историей, в центре изучения на этой программе специальные исторические дисциплины: история политических, правовых и социальных учений, историческая география, а будущие филологи сосредоточены на языкознании, исторической грамматике греческого и латинского языков. Чем именно может заниматься антиковед? Мы спросили у профессора ИКВИА ВШЭ Ольги Леонидовны Ахуновой (Левинской).

Ольга Ахунова: «Каждая греческая ваза, каждый римский рельеф — это целый рассказ об эпохе»

Чем можно заниматься в архивах и музеях с собраниями давних и новых находок?

Архивы и музеи — это, парадоксальным образом, первый шаг и необходимый способ познакомиться с античностью как живой эпохой. Если говорить об отечественных архивах, то и в Государственном архиве древних актов (Москва), и в отделе рукописей Российской национальной библиотеки (СПб) и Государственного исторического музея (Москва), и в Институте восточных рукописей (СПб) хранятся рукописные памятники античной, раннехристианской и византийской эпохи, знакомство с которыми рождает интерес и желание приобщиться к актуальным научным исследованиям в области палеографии и папирологии в формате научного проекта или семинара. То же касается и музейных коллекций Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и зарубежных собраний: каждая греческая ваза, каждый римский рельеф, каждая мозаика или византийская икона — это целый рассказ об эпохе, но чтобы этот рассказ был прочитан и корректно вписан в органичный для него контекст, требуются специальные знания и профессиональные навыки, основы которых закладываются в университетских лекциях и семинарах, но совершенствуются в процессе практического изучения памятников. Это увлекательнейшая область междисциплинарных научных изысканий, где в равной мере задействованы лингвистические, филологические, исторические и искусствоведческие методы работы.

Чем можно заниматься, изучая древнеримскую, древнегреческую и византийскую литературы?

Здесь для антиковедов и византинистов, и не только филологов, но и историков, открывается необыкновенно широкое поле деятельности. Литературный памятник может быть объектом изучения в самых разных аспектах, от рукописной традиции до философского и(ли) идеологического наполнения, и несмотря на солидную историю научного изучения каждого из дошедших до нас памятников, от «Илиады» Гомера до «Метаморфоз» Апулея и «Тайной истории» Прокопия Кесарийского, остается множество «белых пятен» и, следовательно, интереснейших научных проблем, требующих решения. Особой сферой деятельности тут является перевод: дело не только в том, что существуют непереведенные до сих пор памятники, но и в том, что многие существующие русские переводы или непригодны в силу своего плохого качества, или устарели. Последнее особенно касается поэтических переводов: в последние несколько лет появился целый ряд новых переводов Гомера («Одиссея»), Софокла («Царь Эдип»), Пиндара («Пифийские оды»). Эти новые переводы необходимо издавать, а поскольку античные и византийские тексты, чтобы быть понятыми читающей публикой, требуют тщательного комментария, постольку возникает еще одна область плодотворной деятельности.

В каком бизнесе можно найти себе применение, став антиковедом и византинистом?

Это удивительно, но такое, казалось бы, «непрактичное» образование благодаря широкому спектру полученных профессиональных навыков позволяет найти себе применение в самых разных видах деятельности и бизнес‑проектов. Организация просветительских проектов (блестящим примером является проект Arzamas, главный редактор которого Филипп Дзядко — филолог‑антиковед по образованию); организация международных тематических выставок по истории и искусству античности и Византии; издательский бизнес (пример — Валентина Летунова, успешно руководившая направлением «Научно‑популярная литература» в издательстве РОСМЭН, также получила антиковедческое образование), журналистская деятельность (пример — Александр Баунов, главный редактор сайта Carnegie.ru, по образованию филолог‑классик) — вот далеко не полный перечень сфер практической деятельности, где могут быть успешны антиковеды и византинисты.

Античность