Доклады семинара «Культура как способ смыслополагания»*
* Семинар «Культура как способ смыслополагания» продолжается как семинар «Культуры Востока»
- Максим Алонцев: «Они были всегда, они есть и сейчас»: создание суфийской традиции в текстах X–XII веков. 11.10.2017.
- Людмила Ермакова: «Японские песни» на переходе от голоса к знаку. 27.09.2017.
- Екатерина Комиссарук: Борьба за собственный язык в Ладакхе. 07.06.2017.
- Евгения Никитенко: Приключения Сердца, сына Разума: «Указание влюбленным» Фаттахи Нишапури и аллегория в классической персидской литературе. 24.05.2017.
- Александр Дубянский (1947–2020): Один обряд – две поэмы: вишнуитская и шиваитская. 10.05.2017.
- Наталия Александрова: От локуса к тексту и от текста к локусу. К проблеме формирования сакральной топографии буддизма. 26.04.2017.
- Илья Смирнов: В строке и за строкой: что можно узнать из китайского стихотворения XVII века. 12.04.2017.
- Елена Дьяконова: Синтоистское святилище божества риса Фусими Инари (Киото). Записки путешественника. Фусими Инари Тайся. 29.03.2017.
- Николай Селезнев: «И вселисѧ въ ны»: Боговселение (al‑ḥulūl) в диалоге Илии Нисивинского и Абу‑л‑Касима ал‑Магриби. 15.03.2017.
- Ольга Бессмертная: А. Баязитов и другие: «мусульманский русский», культурный билингвизм и колониальные посредники в поздней Российской империи. 22.02.2017.
- Анастасия Крылова: Лингвистические экспедиции в долину Куллу (Индия, штат Химачал‑Прадеш). 21.12.2016.
- Андрей Смирнов: Коллективное когнитивное бессознательное. 23.11.2016.
- Максим Алонцев: Нарративные функции локусов «жилище» и «мечеть» в «Поминании друзей Божиих» Фарид ад-Дина ʻАттара. 09.11.2016.
- Елена Дьяконова: Природа и/или поэзия? По материалам поэмы «Сто строф, сложенных тремя поэтами на реке Минасэ» (Минасэ сангин хякуин, 1488 г.). 12.10.2016.
- Илья Смирнов: Китайская поэзия в России: переводы, переложения, подражания. 28.09.2016.
- Людмила Ермакова: О лунарном мифе в ранней японской словесности. 14.09.2016.
- Александр Дубянский (1947–2020): Поэтические приемы в тамильской поэзии. 14.09.2016.
- Ольга Бессмертная: Проблематика изучения лжи и обманов: рассказ о международной конференции в ЕУ СПб «Ложь как фактор социальной жизни». 01.06.2016.
- Максим Русанов (1966–2020): Странствия Дхаммиллы. Пространство и сюжет. 18.05.2016.
- Наталья Корнеева: Атиратра Агничаяна: замещение жертвенных животных в ритуалах. 04.05.2016.
- Презентация сборника «Ya evaṃ veda... Кто так знает... Памяти Владимира Николаевича Романова (1947–2013)». 20.04.2016.
- Маис Назарли (1961–2020): Мусульманская каллиграфия: признание в любви. 06.04.2016.
- Лейла Лахути, Наталья Чалисова: «Одолеть самого себя»: плотская душа (nafs) в житийной прозе и суфийских поэмах ʻАттара. 23.03.2016.
- Александр Мещеряков: Проблема культурных заимствований в труде японского мыслителя Нисикава Дзёкэн «Тёнин букуро» («Мешок горожанина», 1692 г.). 09.03.2016.
- Наталья Чалисова: Путь и дороги праведных в книге ʻАттара «Поминание друзей Божьих». 24.02.2016.
- Ольга Бессмертная: «Панисламизм», ориентализм и шпиономания в последние мирные годы Российской империи: разведывательное государство? 09.12.2015.
- Наталия Александрова: Будда: другая история. К истокам предания. 25.11.2015.
- Лейла Лахути: Мансур Халладж в поэмах Фарид ад-Дина Аттара (XII-XIII в.). 11.11.2015.
- Сергей Кулланда (1954–2020): Разрыв традиции и преемственность культуры. 14.10.2015.
- Николай Селезнев: Илия Нисивинский (975–1046) «Oб oтнoшeнии хpистиaн к мусульмaнaм» и иepapхии peлигий в этoй связи. 30.09.2015.
- Людмила Ермакова: О трех риторических жанрах современной Японии. 16.09.2015.
- Наталья Корнеева: Атиратра Агничаяна 2015 в Шукапурам (Керала). 03.06.2015.
- Алексей Журавский: Авраам в исламской традиции. 13.05.2015.
- Наталия Александрова: От аскезы к просветлению. К проблеме формирования раннебуддийского нарратива: текст и локус. 29.04.2015.
- Александр Мещеряков: Образ Японии в позднесоветском дискурсе. 15.04.2015.
- Заседание семинара, посвященное памяти В.Н. Романова (1947–2013). 01.04.2015.
- Дмитрий Комиссаров: Смерть Майи в буддийской агиографии. 18.03.2015.
- Александр Бабин: Рагамала: визуальные образы музыкального. 04.03.2015.
- Илья Смирнов: Поэты и наложницы. 18.02.2015.
- Виталий Наумкин, Леонид Коган, Дмитрий Черкашин, Екатерина Визирова, Кевин Макнир: Экспедиционный сезон 2014 года на острове Сокотра: предварительные итоги. 24.12.2014.
- Нина Брагинская: Семинар-презентация издания «Книги Маккавеев» – нового научного, комментированного, перевода знаменитого библейского письменного памятника. 17.12.2014.
- Гюльтекин Шамилли: Кто автор трактата о музыке под шифром С-612 из коллекции СПб Института Восточных рукописей РАН? 03.12.2014.
- Мария Торопыгина: Учителя и ученики в средневековой японской поэзии. 05.11.2014.
- Андрей Смирнов: Проект «Рассыпанное и собранное». 15.10.2014.
- Людмила Ермакова: Гумилев и Садаякко: отражения и подражания. 17.09.2014.
- Наталья Корнеева: Брахманы намбудири: некоторые особенности традиции передачи ведийских текстов. 04.06.2014.
- Андрей Смирнов: Как мы мыслим: математически-точное доказательство истинности двух прочтений одной фразы. 14.05.2014.
- Юлия Алиханова: Парк в мире санскритской драмы. 16.04.2014.
- Максим Русанов (1966–2020), Наталия Александрова: Храмы индийских Гималаев. 02.04.2014.
- Сергей Кулланда (1954–2020): Скифы и окружающий мир. 19.03.2014.
- Наталья Корнеева: Вратьи в контексте ритуала приема почетного гостя (atithi). 05.03.2014.
- Наталья Чалисова: Увайс из Карана в персидской классике: агиографический портрет и поэтические образы. 19.02.2014.
- Виталий Наумкин, Леонид Коган, Дмитрий Черкашин, Екатерина Визирова, Кевин Макнир: Сокотрийский полевой сезон 2013 года: тексты второго тома «Корпуса сокотрийского фольклора» и видеофильм. 25.12.2013.
- Елена Дьяконова: Краткость – сестра таланта? О японской поэзии классических жанров. 18.12.2013.
- Максим Русанов (1966–2020): История Агададатты и проблема древнеиндийского романа. 04.12.2013.
- Ольга Бессмертная: Что, кроме политики, или почему в это верят? Изменчивая автобиография одного стойкого российского авантюриста (1868–1929). 13.11.2013.
- Обсуждение диссертации Евгении Никитенко «Удивительные события» Зайн ад-Дина Васифи (XVI в.) и автобиографический нарратив в классической персидской литературе. 30.10.2013.
- Степан Родин: Личность в древней Японии. 16.10.2013.
- Николай Селезнев: Апологетический аспект средневекового несторианского энциклопедического сочинения «Башня» (Kitāb al‑maǧdal). 02.10.2013.
- Людмила Ермакова: Баклан и сотворение мира в японской мифологии. 18.09.2013.
- Aльберт Давлетшин: Нукурия – внешнеполинезийский народ Папуа-Новой Гвинеи. 05.06.2013.
- Юлия Алиханова: «Рамаяна» в драме Бхавабхути «Последние деяния Рамы». 22.05.2013.
- Екатерина Комиссарук: Бенгальские свадебные традиции. 24.04.2013.
- Елена Дьяконова: Классические литературные мотивы в культуре эпохи Токугава (1603–1867). 10.04.2013.
- Сергей Неклюдов: О текстопорождающих моделях в устной традиции. 27.03.2013.
- Наталия Александрова, Максим Русанов (1966–2020): К поэтике махаянской сутры. Анализ вступительных глав. 13.03.2013.
- Ольга Бессмертная: Почему примордиальна российская культура? Один из аспектов «памяти понятия» (обсуждение статьи). 27.02.2013.
- Ольга Бессмертная: «Была ли русская душа у российского ориентализма», или бум дискуссий о российском востоковедении. 13.02.2013.
- Леонид Коган, Екатерина Визирова, Дмитрий Черкашин: Глоссарий сокотрийского языка, этнолингвофотосъемка, «Диалог с Богом о пользе жертвоприношения» и другие итоги лингвистической экспедиции на Сокотру в 2012 г. 26.12.2012.
- Вера Брофман: «Авторский символ» и смысл: тайное и явное в творческом развитии ребенка. 12.12.2012.
- Культурно-историческая антропология. Обсуждение готовящейся к печати монографии Владимира Романова (1947–2013). 28.11.2012.
- Наталья Чалисова: Ниспослание и вознесение: ситуации обретения вдохновения в персидской поэтической рефлексии. 07.11.2012.
- Сергей Кулланда (1954–2020): Происхождение варн. 17.10.2012.
- Марина Рейснер: «Дидактика любви»: «Десять писем» в поэме Гургани «Вис и Рамин» (XI в.). 26.09.2012.
- Андрей Смирнов, оппонент: Дмитрий Фролов: Переводимость и осмысленность: конструкции «действующий-претерпевающий» (fāʿil/mafʿūl, فاعل/مفعول) у Ибн ʿАраби. 06.06.2012.
- Наталия Александрова: «Хождение Будды». Принципы сюжетообразования в раннем буддизме на материале рельефов ступы в Санчи. 30.05.2012.
- Евгения Никитенко: Этические представления Зайн ад-Дина Васифи (по материалам его мемуаров «Удивительные события», сер. XVI в.). 16.05.2012.
- Лейла Лахути: Султан Махмуд между двумя мирами: по поэмам Фарид ад-Дина ʿАттара «Божественная книга», «Разговоры птиц» и «Книга горести». 25.04.2012.
- Максим Алонцев: Рузбихан Бакли и «старые теории о любви». 28.03.2012.
- Степан Родин: Знание? Сила? Государи Тэнти и Тэмму в письменных памятниках древней Японии. 14.03.2012.
- Елена Дьяконова: Некоторые синтоистские святилища в Киото: архитектура, символика, легенды. 29.02.2012.
- Илья Смирнов: Об одном устойчивом мотиве в китайской поэзии. 15.02.2012.
- Леонид Коган: К истории изучения сокотрийского фольклора: 1905 – 1981 – 2011. 21.12.2011.
- Екатерина Комиссарук: Моравская миссия в Ладакхе. «Тибетское» христианство и вклад моравских братьев в развитие языка ладакхи. 30.11.2011.
- Алексей Журавский: Магомет кардинал: к истории одного образа Мухаммада в средневековой Европе. 16.11.2011.
- Максим Русанов (1966–2020): Риши Асита Девала в буддийской и индуистской традициях. 02.11.2011.
- Маис Назарли (1961–2020): Визуальное воплощение идей неосуфизма в современной азербайджанской живописи. 19.10.2011.
- Владимир Брагинский: Свет, звук и аромат: Влияние суфизма на эстетику традиционной малайской литературы. 05.10.2011.
- Людмила Ермакова: О ветре и поветриях на Японских островах. 21.09.2011.
- Наталья Александрова, Максим Русанов (1966–2020): Сакральное пространство и буддийское государство. 01.06.2011.
- Николай Селезнев: Христианский экуменизм на средневековом сиро-арабском Востоке. Христианский? 18.05.2011.
- Александр Дубянский (1947–2020): Об основах тамильской поэтики. 04.05.2011.
- Алексей Журавский: Николай Кузанский о Небесном межрелигиозном соборе. 20.04.2011.
- Лейла Лахути: Миры и смыслы Фарид ад‑Дин ʿАттара. 06.04.2011.
- Андрей Смирнов: Философия перевода и перевод философии. 23.03.2011.
- Владимир Романов (1947–2013): Единодушное государство Платона: О чем не говорят философы. 09.03.2011.
- Александр Дубянский (1947–2020): Тамильский трактат «Толькаппиям» и вокруг него. 09.02.2011.
- Александр Мещеряков: Кому принадлежит японское тело? 26.01.2011.
- Леонид Куликов: Ранневедийские космогонические воззрения: происхождение Вселенной и концепция Времени в Атхарваведе. 12.01.2011.
- Леонид Коган, Дмитрий Черкашин: Экспедиция на Сокотру: Лингвострановедческие заметки. 22.12.2010.
- Наталья Корнеева: Прием почетного гостя-атитхи в санскритской текстовой традиции. 08.12.2010.
- Ильшат Насыров: Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема культурных границ. 01.12.2010.
- Елена Дьяконова: Отражение небесного свода в архитектуре и ритуалах храма Никко (c демонстрацией полевых съемок). 10.11.2010.
- Илья Смирнов: Путь синолога: попытка интерпретации. 27.10.2010.
- Наталья Чалисова: Российская Хайямиана: переводы и мистификации. 29.09.2010.
- Людмила Ермакова: Первая арфа Японии. 15.09.2010.
- Наталья Александрова, Максим Русанов (1966–2020): География буддийской Индии: археология и паломничество. 26.05.2010.
- Николай Селезнев: Kitāb iǧtimāʿ al‑аmāna: Экумeничeскaя судьбa экумeничeскoгo тpaктaтa. 12.05.2010.
- Гюльтекин Шамилли: Классическая музыка исламского мира: два типа музыкального мышления. 28.04.2010.
- Александр Дубянский (1947–2020): Проблемы тамильской «Повести о браслете». 14.04.2010.
- Илья Смирнов: Старение и старость в традиционной культуре Китая. 31.03.2010.
- Нина Брагинская: Священный брак и смерть Офелии: от Шумера до Шекспира. 17.03.2010.
- Ирина Аржанцева: Пор-Бажын – древнеуйгурский памятник в Туве: история, методы исследования, гипотезы, реконструкции. 03.03.2010.
- Алексей Журавский: О понятии нуминозного у Рудольфа Отто, и не только у него. 17.02.2010.
- Лейла Лахути: Путешествие внутрь себя и видение человека в поэмах ʿАттара. 23.12.2009.
- Ильшат Насыров: Авторская презентация книги «Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция». 09.12.2009.
- Николай Гордийчук: Репрезентации тела в ранней тамильской литературе. 25.11.2009.
- 20–21.11.2009 семинар работал как секция научной конференции «O tempora, o mores! – О времени и временах в культуре», посвященной 15‑летнему юбилею Института. 25.11.2009.
- Владимир Романов (1947–2013): «Шатапатха-брахмана»: Книга Х. Тайная. 11.11.2009.
- Александр Мещеряков: Япония первой половины ХХ в.: дискуссия о цвете кожи. 21.10.2009.
- Елена Дьяконова: Мифология айнов и мифология об айнах. По материалам полевых съемок в деревне Айну котан (о. Хоккайдо, Япония, 2005 г.). 07.10.2009.
- Никoлaй Ceлeзнeв: Истoрия Heстoрия: Fiction &Nonfiction. 23.09.2009.
- Людмила Ермакова: О некоторых ритуалах племени мяо в Южном Китае (по материалам фольклорных экспедиций 2008 и 2009 гг.). 09.09.2009.
- Ольга Бессмертная: «Веселые ребята»: почему не «Пастух из Абрау-Дюрсо»? (два сценария первой советской музыкальной комедии). 24.06.2009.
- Наталия Александрова: «Сакральный текст» в образной системе китайской паломнической литературы. 10.06.2009.
- Николай Гринцер: Семантика имени в древнегреческом эпосе и драме. 27.05.2009.
- Наталья Чалисова: Концепт «смятение» (паришани) в персидской поэтической картине мира. 13.05.2009.
- Илья Хаит: Старовавилонские гадания. 22.04.2009.
- Владимир Романов (1947–2013): Формирование «инженерной парадигмы» в западноевропейской культуре (к истокам советского конструктивизма 20-х годов). 08.04.2009.
- Максим Русанов (1966–2020): Поэтика винопития в санскритской литературе (Вино в поэзии и ритуале). 25.03.2009.
- Андрей Лукашев: Проблема иноверия и онтологические интуиции средневекового персидского суфизма (на материале поэмы М. Шабистари «Цветник тайны»). 11.03.2009.
- Владимир Романов (1947–2013): Научная революция: формирование научного опыта в европейской культуре XVII в. 25.02.2009.
- Гюльтекин Шамилли: Фанн-е мусики: средневековая концепция музыкального искусства (на материале трактата Макасед ал‑алхан «Назначения мелодий» ‘Абд ал‑Кадира Мараги (1353–1435)). 11.02.2009.
- Андрей Смирнов: Типология культур и картина мира. 21.01.2009.
- 1. Маис Назарли (1961–2020): Восток в миниатюрах. 2. Ольга Бессмертная: Америка в реалиях. Расширенное заседание. 24.12.2008.
- Выпуск ХIII Orientalia et Classica: Низами. Лайли и Маджнун. Обсуждение книги в рамках серии. 10.04.2009.
- Ольга Бессмертная: Мусульманский Азеф, или игра в Другого: метаморфозы Магомет‑Бека Хаджетламе. 26.11.2008.
- Николай Селезнев: Культура школ Сирии и Месопотамии и «пансхолизм» Бархадбшаббы Хальванского. 05.11.2008.
- Алексей Журавский: Пустота как богословское и философское понятие (Международная конференция в Свято-Филаретовском институте 6–8.09.08.). 22.10.2008.
- Рим Нуруллин: Шумерские письма к богам. 15.10.2008.
- Презентация книги Натальи Чалисовой и Максима Русанова (1966–2020): «Низами: Лайли и Маджнун». М: 2008, РГГУ, 750 с. 24.09.2008.
- Галина Ласикова: Редкая иллюстрация к «Шах-наме» на сефевидском парадном халате. 25.06.2008.
- Маис Назарли (1961–2020): Иллюстрации к «Шах-наме» в Иране. 04.06.2008.
- Елена Дьяконова: Японская литература (VIII–XVIII вв.): эволюция жанров. 14.05.2008.
- Янис Эшотс: Суфизм и ирфан. 16.04.2008.
- Андрей Смирнов: Арабский язык и язык арабской философии. 26.03.2008.
- Николай Селезнев: Предания староверов об азиатском христианстве. 19.03.2008.
- Алексей Журавский: Иоанн Дамаскин как законодатель традиционной полемики с исламом. 20.02.2008.
- Илья Смирнов: Традиционный и современный Китай. Взгляд через объектив. 13.02.2008.
- Алексей Журавский: Два образа ислама в русской литературе XV–XVI вв. 05.12.2007.
- Андрей Смирнов: Захир-батин-конструкции в «Мукаддиме» Ибн Халдуна (продолжение). 28.11.2007.
- Андрей Смирнов: Захир-батин-конструкции в «Мукаддиме» Ибн Халдуна. 21.11.2007.
- Наталья Чалисова: Двуликие метафоры: арабо-персидский синтез в персидской поэтической конвенции. 14.11.2007.
- Владимир Романов (1947–2013): Действие садиться / сидеть рядом как психологический жест. 07.11.2007.
- Обсуждение и утверждение темы кандидатской диссертации Ирины Абраменко. Научный руководитель – Андрей Смирнов. 31.10.2007.
- Максим Русанов (1966–2020): Бодхисаттва в утробе матери. 24.10.2007.
- Маис Назарли (1961–2020): Мусульманская наука и изобразительное искусство. 17.10.2007.
- Николай Селезнев: «Антиoхийская» христoлогия: пoследовательность интерпрeтаций от Пaвла Самосaтского до Сeвира Антиoхийского. 30.05.2007.
- Алексей Журавский: Споры об ортодоксиях в раннем христианстве. 23.05.2007.
- Алексей Журавский: О византийском переводе одного коранического термина (ас‑самад). 18.04.2007.
- Илья Смирнов: О некоторых особенностях китайской поэтической традиции. 11.04.2007.
- Александр Мещеряков: Послевоенная Япония: Этнологическое уничтожение истории. 28.03.2007.
- Андрей Смирнов: Переводимость языков и переводимость мышления. 21.03.2007.
- Маис Назарли (1961–2020): Тронные сцены в раннесефевидской живописи. «Скрытый узор» Совершенного человека. 07.03.2007.
- Наталья Чалисова: «Скрипучий калам»: из истории персидских поэтических идей. 28.02.2007.
- Ильшат Насыров: «Отрешение (зухд) и познание истины (тахкик) в гносеологии раннего суфизма». 21.02.2007.
- Владимир Романов (1947–2013): Шатапатха-брахмана. Перевод с санскрита и комментарий. Обсуждение фрагментов перевода и комментария: проблемы «адекватности» перевода в горизонте несводимых друг к другу «систем ожиданий» для каждого слова-термина в культуре-источнике и культуре-цели. 31.01.2007.
- Обсуждение книг Николая Копосова «Как думают историки» и «Хватит убивать кошек». Разговор о семантике понятий, которыми пользуются современные историки. 24.01.2007.
- Обсуждение книги Умберто Эко «Сказать почти то же самое. Опыты о переводе». 10.01.2007.
- Обсуждение книги Маиса Назарли (1961–2020) «Два мира восточной миниатюры», М.: РГГУ, 2006. 13.12.2006.
- Елена Дьяконова: Люди, боги, животные в искусстве нэцкэ. 06.12.2006.
- Владимир Романов (1947–2013): Что означает «сидеть рядом» (заметки к переводу Шатапатха-брахманы). 22.11.2006.
- Андрей Смирнов: Как понять другую культуру? 08.11.2006.
- Владимир Романов (1947–2013): Текстовая реальность в русской культуре. 01.11.2006.
- Андрей Смирнов: В чем состоит методологическая новизна метода логико-смыслового анализа? 11.10.2006.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.