XIX чтения памяти Григория Александровича Ткаченко (1947–2000)
В чтениях, прошедших 6 ноября в РГГУ, приняли участие сотрудники ИКВИА ВШЭ, выступившие с докладами по японистике (Александр Мещеряков) и китаистике (Ольга Мазо, Аглая Старостина).
В докладе А.Н. Мещерякова «Образ самурая в России и Советском Союзе» прослеживается функционирование понятия «самурай» в конце XIX – начале ХХ вв. (вплоть до начала Второй мировой войны). До начала русско-японской войны в России сложился образ Японии как страны «женской». Во время войны он меняется на «мужской»: в качестве символа Японии выступает (часто в карикатурной форме) военный человек, однако он лишен «самурайских» коннотаций. Приписывание японцу карикатурных самурайских черт начинается в 1934 году. Особенно заметно это становится во время столкновений на озере Хасан и на Халхин-Голе, когда слово «самурай» начинает употребляться исключительно в ругательном смысле, почти лишенном всякого содержательного элемента (так, как употреблялось и часто употребляется и сегодня понятие «фашист»).
А.Б. Старостина выступила с докладом «“Записи рек Сяо и Сян” – позднетанский анонимный сборник». Доклад был посвящен проблемам датировки и авторства сборника «Записи рек Сяо и Сян». Поскольку тексты как минимум двух рассказов книги свидетельствуют о знакомстве автора с событиями, приведшими к гибели дома Тан, ее создание, по всей видимости, следует относить не к концу Тан, а к эпохе Пяти династий. Было высказано предположение о том, что неопределенность авторства сборника была создана намеренно, поскольку в противном случае автор рисковал столкнуться с неприятием его политических взглядов и этической позиции. Была предложена возможная трактовка названия сборника как не связанного непосредственно с конкретным местом его написания.
В докладе О.М. Мазо «Божества-покровители местности с чадами и домочадцами» рассматривались особенности поклонения супругам божеств-покровителей местности в современном Китая. Эти культы носят локальный характер. Изначально божественные супруги были специально придуманы для того, чтобы создать божествам Туди, Чэнхуану и Хоуту полноценную семью, но впоследствии приобрели самостоятельные функции, например, на Тайване жена Туди почитается как богиня-чадоподательница, в провинции Фуцзянь жене Чэнхуана как покровительнице замужних женщин посвящают отдельные храмы, а супруг божества земли Хоуту является самым почитаемым божеством-покровителем деревенской общины.
Институт классического Востока и античности: Доцент
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник
Институт классического Востока и античности: Ведущий научный сотрудник