• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Гроза о «непарадной» стороне тайваньской религиозности (видео)

19 декабря 2020 года состоялось очередное заседание семинара «Души и духи в китайской культуре». С сообщением о культе «неупокоенных духов» на Тайване выступил Максим Гроза, кандидат философских наук (СПбГУ 2011), в настоящее время докторант Государственного Университета Цинхуа (Тайвань).

Максим Гроза о «непарадной» стороне тайваньской религиозности (видео)

Историко‑политические и культурные факторы привели к возникновению локальных тайваньских форм популярной религиозности, при этом неизменно опирающихся на традиционный культурный фундамент. Это делает Тайвань уникальным местом для наблюдения различных форм традиционной религиозной жизни как институционального, так и доинституционального уровней. Одна из таких форм — поклонение «неупокоенным духам», занимающее существенное место в религиозной жизни Тайваня.

Несмотря на широкое распространение, данный феномен относится к «непарадной» и не афишируемой стороне тайваньской религиозности. Он долгое время оставался terra incognita для отечественного китаеведения.

О популярности и авторитете данного культа в современном Тайване свидетельствуют такие факторы, как существование специальной разновидности святилищ, называемых инь‑мяо 陰廟, «храмы [начала] Инь», а также теонима «Юингун» 有應公, «Господин, исполняющий прошения».

Кроме того, что данный культ является локальным проявлением китайской религиозности с присущими ей признаками синкретичности и «селективной религиозности», он позволяет по‑новому взглянуть на трехкоординатную схему инфернальных существ «демоны – предки – божества». Это — статичная и упрощенная модель.

В докладе автор предложил некоторые уточнения: «неупокоенные духи» представляются не столько «классом существ», сколько динамическим процессом превращения демонов в божеств и предков (демаргинализацией). Этот процесс позволяет встроить демонов‑гуй в матрицу системы родственных или властных отношений, что отражает конфуцианские моральные устои традиционного китайского общества.

Видеозапись семинара

 

Семинар «Души и духи в китайской культуре»

ВАО: Синология