Ведийские рецитации на Асси гхат в Варанаси (Subah-e-Banaras) – доклад Натальи Корнеевой (видео)
Доклад был представлен 24 апреля 2019 г. на семинаре «Культуры Востока», проходящем под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой. В докладе Н.А. Корнеевой была проанализирована структура утреннего ритуала почитания Ганги на Асси гхат в Варанаси. Основное внимание уделялось девочкам из Панини Канья Махавидьялая, рецитирующим ведийские мантры — их обучению и подготовке к проведению ритуалов.
В первой части доклада был представлен ежедневный красочный утренний ритуал почитания Ганги на Асси гхат (Assī-ghāṭ) в Варанаси — основная составляющая красочных вдохновляющих утренних церемоний Subah-e-Banaras (букв. «утро Варанаси»), которые проводятся ежедневно с ноября 2014 года.
Ритуал начинается до восхода солнца (в зимнее время в 5:30, в летнее, начиная с марта, — в 5 утра) рецитацией ведийских мантр девочками из Панини Канья Махавидьялая (Pāṇini Kanyā Mahāvidyālaya).
Начало программы Subah-e-Banaras: рецитация ведийских мантр девочками Панини Канья Махавидьялая (Pāṇini Kanyā Mahāvidyālaya).Звук раковины оповещает о начале Ганга-арати (Gaṅgā ārati/aarti) — почитание Ганги огнем.
Звук раковины оповещает о начале Ганга-арати (Gaṅgā ārati/aarti).Девочки возжигают светильники со множеством огней, которыми будет выполняется Ганга-арати, а в это время Ганге предлагаются благовония.
Одновременно их наставница рецитирует, соответствующие мантры в яджнашале (yajñaśālā) — специальном павильоне на Асси гхат, где проводится яджна, а именно агнихотра.
После возжигания огней девочки возвращаются в яджнашалу и начинается два параллельных действия: в яджнашале начинается агнихотра (agnihotra) с рецитацией ведийских мантр девочками.
На помостах перед Гангой юноши-жрецы синхронно проводят огненное почитание Ганги.
Ганга-арати (Gaṅgā ārati/aarti) на Асси гхат.Ганга почитается огнем многоярусных светильников, движением их по часовой стрелке жрецами, затем огнем других специальных светильников, из раковины предлагается вода, опахало в виде веера из павлиньих перьев, раковина и опахало чамара (camara) из хвоста яка.
Закончив эти действия жрецы спускаются к Ганге, совершают возлияние воды и возвращаются на свои места. В это время в яджнашале агнихотра еще продолжается.
Утренняя агнихотра (agnihotra) на Асси гхат.По ее окончании участники получают благословение, а девочки спускаются к Ганге и с мантрами совершают возлияние воды.
В завершении ритуала все участники, включая зрителей, вместе воздают хвалу Ганге, Индии, природе и проч., желающие получают прасад и благословение от огня.
Завершение ритуала почитания Ганги на Асси гхат.Далее следует концерт индийской классической музыки и занятия йогой. И так — каждое утро, без выходных.
Вторая часть доклада была посвящена подготовке девочек Панини Канья Махавидьялая и традиции, которой придерживаются в школе.
Pāṇini Kanyā Mahāvidyālaya (букв. «высшая школа Панини для девочек») была основана в 1971 году ученицей пандита Брахмадатта Джи-джнасу (Brahmadatta Jijñāsu) Праджна Деви (Prajñā Devī).
Брахмадатта Джи-джнасу (1882–1964) — знаток санскрита, известный общественный деятель (Rashtriya Pandit), издатель грамматики Панини «Аштадхьяи» (Pāṇini, Aṣṭādhyāyī) и 3-томного к ней комментария, а также трудов Свами Даянанда Сарасвати. Благодаря этой парампаре (преемственности) в школе Панини Канья Махавидьялая особое значение придается грамматике Панини и учению Даянанда Сарасвати. Девочки проходят обряд инициации (upanayana) им повязывают священный шнур (yajñopavīta), как дваждырожденным, а их фамилии, в соответствии с традицией Арья Самадж, меняются на Āryā.
Школа следует модели гурукула (букв. «семья гуру») — возглавляет школу гурума (gurumā), в настоящее время Нандита Шастри (Nanditā Śāstrī), ей помогает Прити Вимаршини (Prīti Vimarśinī). Школа располагается в красивом зеленом кампусе.
На территории кампуса расположен Maharṣi Pāṇini Mandiram, коровник (gośālā), яджнашала — место проведения ритуалов.
В настоящее время в школе обучается около 100 девочек из разных частей Индии и разных социальных слоев, самым маленьким девять лет. Полный курс обучения занимает 14 лет: степени бакалавр соответствует титул śāstri, магистерской степени — ācārya. Наибольшее внимание уделяется грамматике санскрита (vyākaraṇa), рецитации Вед, ведийским ритуалам, таким как хома и санскары.
Также изучается нирукта (nirukta) — этимология, джьётиша (jyotiṣa) — астрономия, классическая индийская музыка. Девочки получают и общее образование — математика, физика, химия, биология, социология, английский. Большое внимание уделяется изучению трудов Даянанды Сарасвати (Satyārthaprakāśa и др.), а также физической подготовке, более того, боевым искусствам, что также отражает влияние идей Даянанды Сарасвати.
Помимо интенсивных занятий девочки Pāṇini Kanyā Mahāvidyālaya оцифровывают тексты на санскрите, издают ежемесячный журнал на хинди/санскрите Mahārṣi Pāṇini-Prabhā, организуют семинары. Старших девочек приглашают проводить домашние обряды и даже свадебные церемонии. Девочки постоянно участвуют в культурных и религиозных общественных мероприятиях в Варанаси.
Несмотря на ежедневное рецитирование Вед во время агнихотры на Асси гхат и в кампусе школы, создается впечатление, что знание Вед девочек ограничивается мантрами, которые используются при выполнении агнихотры и некоторых санскар — сейчас это общая тенденция, даже знание многих профессиональных жрецов, получивших специальную подготовку, ограничивается выполнением определенных обрядов и сопровождающих их мантр. Обучение рецитации Вед — это совсем другое.
Девочки рецитируют Гаятри-мантру (Gāyatrī-mantra) в ее 8 модификациях (vikṛti), что не означает, что таким образом они заучивают и остальные мантры, это больше похоже на презентацию, нежели на реальную практику. Более того, иногда они это демонструруют во время ведийских рецитаций на Асси гхат, что звучит достаточно странно.
Рецитация самой сложной из 8 модификаций (vikṛti) гхана-патхи (ghana-pāṭha) Гаятри-мантры (Gāyatrī-mantra) девочками из Панини Канья Махавидьялая, Варанаси (Pāṇini Kanyā Mahāvidyālaya, Varanasi).Нужно сказать, что утренний ритуал на Асси гхат, начиная с его несанскритского названия, с традиционной точки зрения выглядит достаточно необычно, но для исследователей и интересующихся культурой Индии представляет большой интерес.
Семинар «Культуры Востока»