• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мусульманские миры в России: беседа с Владимиром Бобровниковым (видео)

В 2021 году проводится набор на магистерскую программу «Мусульманские миры в России (история и культура)» (руководитель О.Ю. Бессмертная). Студент‑магистрант 1 курса Павел Шашонков побеседовал с преподавателем программы В.О. Бобровниковым, российским историком, кандидатом исторических наук, профессором Департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)

Сулакский каньон, Дагестан

Сулакский каньон, Дагестан
© Sofi Kaveller / CC BY-SA 4.0

— Владимир Олегович, как бы Вы могли охарактеризовать круг своих научных интересов? Что повлияло на его формирование?

Спасибо за приглашение дать небольшое интервью и поделиться некоторыми идеями и, может быть, наблюдениями, поскольку у нас уже год, как идёт эта программа. Я работаю в Институте Востоковедения РАН и уже довольно давно занимаюсь историей мусульман, в основном историей мусульманской деревни, а также историей ислама в новое и новейшее время с упором на Северный Кавказ и даже больше на Дагестан. Что касается тех факторов, которые повлияли на мой выбор. Отчасти это произошло случайно. Я арабист. И где-то с начала 1990-х годов начал заниматься Дагестаном. Меня привлекло то, что это регион, где в ХХ веке и даже сейчас люди продолжают читать и писать на арабском. Кроме того, в Дагестане огромное количество созданных дагестанцами арабских рукописей, преимущественно в частных и мечетных коллекциях, помимо государственных. В настоящее время я больше занимаюсь двумя темами: история шариатской юстиции по арабоязычным документам (рукописи, надписи) и повседневные религиозные практики – паломничество (Хадж) и культ святых. 

— Учитывая Ваши интересы, скажите, пожалуйста, какие курсы Вы ведёте в рамках магистерской программы «Мусульманские миры в России (история и культура)»? Помимо этого, вы преподаёте ещё в Питерской Вышке. Есть ли какие-то различия между студентами двух кампусов?

Мне повезло, потому что я веду те курсы, которые пересекаются с темами, на которых я специализируюсь. Вот только сейчас закончился курс «Мусульманское право, его развитие в России и адат». Есть и другой курс для магистров, который пойдёт со следующего года. Он посвящён культу святых и суфизму. Кроме того, на первом курсе я читаю несколько историографических курсов, а также участвую вместе с коллегами – С.Н. Абашиным, О.Ю. Бессмертной, И.Л. Алексеевым, И.В. Зайцевым ­– в нашем большом двухгодичном курсе «Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР», где будет моя часть по Кавказу. Эта часть будет межкампусной, я буду читать ее онлайн также и для студентов петербургского кампуса, на английском языке. Этого русскоязычным студентам не стоит бояться, ведь английский – это, по большому счёту, «lingua franca» ученых. Что касается Санкт-Петербурга, то я с 2018 г. работаю в Департаменте истории у Александра Михайловича Семёнова. Тут наши с коллегами общие интересы фокусируются, в частности, на изучении империй. Есть целое направление «новая имперская история», где ракурс несколько шире, чем прежде. Это изучение не только военно-политической, экономической истории. Здесь могут быть рассмотрены самые разнообразные сюжеты, например, такие как заимствование колониального опыта империй. Особенно учитывая тот факт, что большинство мусульманских территорий в XVI-XIX вв. являлись колониями. Это очень релевантно не только с точки зрения собственно колониальной истории, но при изучении истории ислама в целом, поскольку он тоже изменялся за всю свою историю. А что касается студентов, то, конечно, больших различий между студентами Москвы и Санкт-Петербурга нет. Может быть, только то, что в Санкт-Петербурге есть небольшой «крен» в социальную антропологию, чем я занимаюсь наравне с текстологией. Особенно там в этой связи можно отметить специалиста в этой области Николая Владимировича Ссорина-Чайкова, чьи курсы можно в нынешних условиях слушать и онлайн.

   
   

Мусульманские миры в России

   

   

История и культура

— На сайте магистерской программы есть Ваша страничка, где можно найти много информации о Ваших трудах, местах работы, не говоря уже о контактах, чтобы связаться с Вами. Но особенно выделяется Ваш стаж «полевой» работы в Республике Дагестан, куда Вы впервые приехали ещё в начале 1990-х. Можете рассказать побольше о том, что вы изучали и изучаете в этой республике?

Спасибо за этот вопрос. Он особенно интересен для меня, поскольку уже прошло почти целое поколение с момента моей первой экспедиции. Так получилось, что она была во многом случайна. В 1991 году я завершил писать диссертацию, посвящённую французской колониальной этнологии мусульманской деревни в Магрибе. И мне предложили присоединиться к экспедиции, организованной в сентябре 1992 года Институтом Востоковедения. Мне очень понравились там не только люди, но и оригинальные документы колониальной дореволюционной эпохи на арабском языке. Хотя ещё тогда, в самом начале, мне было сложнее работать с рукописями. С памятниками, эпиграфикой я начал работать чуть позже. Я учил арабский до этого, но здесь, в Дагестане я фактически получил практические навыки чтения рукописей, надписей. Что интересно, очень часто надписи, сделанные в XVIII веке, сложнее читать, чем аналогичные XV века. Но это, конечно зависит от конкретного случая. Конечно, уже прошло много времени с тех пор. Этой осенью, получается, будет уже 30 лет с момента моей первой поездки.

За это время я познакомился с огромным количеством людей. Со многими я до сих пор поддерживаю отношения. Некоторые, к сожалению, уже ушли. Полтора года тому назад скончался крупнейший востоковед, арабист Северного Кавказа, профессор Амри Рзаевич Шихсаидов. Я его считаю своим учителем в том, что касается восточного источниковедения, арабистики, исламоведения Северного Кавказа. Он был чудесным обаятельным человеком и прекрасным специалистом в археографии и эпиграфики. Кроме того, мне помогли контакты с дагестанскими, московскими и зарубежными лингвистами. Например, Михаил Егорович Алексеев из Института языкознания, к сожалению, сейчас покойный. Он обучил меня аварскому языку. Конечно, тематика моих исследований данного региона за это время менялась. Так, мой первый проект был посвящён изучению дагестанской деревни в советских «колхозных» условиях. Он был про то, как местные жители продолжали оставаться в этих условиях мусульманами и как это отражалось на системе социальных отношений в этой деревне. После этого было много других проектов.

Крепость Нарын-Кала в Дербенте, Дагестан
© Oscar11234 / CC BY-SA 4.0

И в прошлом году мы ездили с моей студенткой из Петербурга Илоной Чмилевской в Шамильский район (Западный Дагестан). Это место знаменито тем, что здесь есть историческая область, где вплоть до момента прихода Российской империи уже после Кавказской войны существовали союзы сельских общин. В начале этих общин было шесть, позже к ним присоединились ещё. И вот этот союз получил название Гидатль. Там жили и до сих пор живут аварцы, хотя многие, конечно, уехали из селений в города или вообще за пределы Дагестана. Гидатль же интересен для исследователя особой «тетрадью» Гидатлинских адатов. Её можно с легкостью датировать: записи в ней относятся к периоду от первой половины XVII до 1760-1770-х годов. И эта «тетрадь» позволяет делать выводы и о шариатской юстиции на Северном Кавказе, и об общественном строе Гидатля. Этот строй точно не был феодальным. Максимум, на мой взгляд, мы можем говорить здесь о коллективном феодализме или коммунализме, по Петеру Бликле. Особенно интересным представляется существовавшее тогда в Гидатле гибридное соединение шариатского и адатного (обычного) права. Это одна из хороших для изучения в будущем научных тем. Могу сказать поступающим абитуриентам, что в Дагестане и на Северном Кавказе есть ещё много самых различных сюжетов, способных заинтересовать исследователей, как историков, так и социологов и политологов.

— На Ваш взгляд, какие «ловушки» поджидают исследователя, желающего заняться изучением Кавказского региона в XIX-XXI вв.? С какими проблемами может он столкнуться? Учитывая Ваш опыт, какие советы Вы могли бы дать?

Ещё недавно Кавказ вызывал страх. Это было связано с кровопролитными российско-чеченскими войнами 1990-х годов. Сейчас же положение в регионе гораздо спокойнее. Я бы посоветовал тем, кто хочет изучать социальную антропологию Кавказа, обратить внимание на кавказцев, живущих в Западной Сибири. Сейчас этот регион, куда переехало много людей, в частности, дагестанцев, становится очень интересным в этом плане. Одной же из наиболее опасных «ловушек», в которую часто попадают как неопытные, так и достаточно маститые ученые, является очарование местной восточной экзотикой. Есть такое представление, что Кавказ и особенно Дагестан, Чечня – это музей под открытым небом, осколок первобытной жизни, который из-за изолированности региона дожил до наших дней, вроде как у папуасов в Океании или у негров в Африке. Так считал, в частности, крупнейший историк и социолог права М.М. Ковалевский, труды которого немало повлияли на идеи К. Маркса о первобытной и коммунистической формациях в истории человечества. Уже много поколений назад, по крайней мере с середины ХХ в., от таких фантастических взглядов отказались. Более внимательное изучение источников из региона показало, что он не отстал в своем развитии, кавказские общества не менее современные и сложные, чем в центральной России, где-нибудь в Западной Европе или США, только у них есть свои особенности. Но все еще случаются такие ошибки, в особенности у тех, кто изучает Кавказ по чужим книгам и в особенности периодике. Хорошим «лекарством» от таких ошибок могут быть лишь экспедиции и изучение людей и письменных и прочих источников этой части внутреннего Востока России на месте.

Вообще изучение собственного мусульманского Востока России представляется мне очень интересным. Но здесь есть ряд проблем. Его не изучали чуть ли не с конца 1930-х вплоть до конца 1980-х. При этом этнография развивалась. А вот исламоведы и даже местные востоковеды получили возможность свободно заниматься исламоведением, источниковедением ислама уже в постсоветское время. И здесь, конечно, возникают сложности, связанные с историографией. Но на самом деле это очень интересная тема, которую можно развивать. Не менее привлекательным будет и обращение к современному понятию «гендер», гендерные исследования на опыте данного региона.

— Как Вы считаете, в чём главная польза обучения на магистерской программе «Мусульманские миры в России (история и культура)»? Какие знания и навыки можно вынести в результате её завершения?

Наверное, наибольшая польза будет для тех, кто найдёт себя в изучении мусульман на территории российского Востока, нынешнего или бывшего. Ведь найти себя можно в чём-угодно. Необязательно даже университет заканчивать для этого. Можно стать в итоге даже более знаменитым и успешным, чем те, кто закончил университет. Но мы говорим сейчас о другом. Тем, у кого лежит душа, например, к кавказоведению как части исламоведения или к иным его аспектам, будет польза от обучения на данной программе. Но у нас ведь много мусульманских регионов в рамках бывшей Российской Империи и Советского Союза, и все они разные. Например, очень интересной темой является ислам в Грузии. Другой весьма интересный регион – Крым. И в нашей программе участвует Илья Владимирович Зайцев – прекрасный знаток Крымского Ханства и ханств Поволжья, отличный специалист в сфере тюркской археографии. Кроме того, Волго-Уральский регион, а также Средняя Азия. Не менее интересны с исследовательской точки зрения мусульмане Санкт-Петербурга и Москвы. Помимо этого, польза ещё в том, что обучение здесь – это возможность консультироваться с такими известными специалистами мирового уровня как, например, Сергей Николаевич Абашин. Это редкая возможность.

И, кроме того, полезно изучить восточные языки. Здесь перспектива изучения не только арабского, персидского и турецкого языков, но и языков народов бывших Российской Империи и Советского Союза и современных, например, татарского. Это очень интересно. Так, когда я, например, изучал аварский язык, то с удивлением обнаружил, что в мире не существует специальных методик для изучения восточных языков народов России для не-носителей языка. В чем-то в этой области есть позитивные подвижки. Поэтому возможность изучения языков народов России и бывших Российской Империи и Советского Союза, на мой взгляд, это большое преимущество этой программы.

И что касается самого обучения, то я надеюсь, дистанционная форма обучения будет со временем отходить. Ведь польза обучения в группе (особенно, традиционно малочисленной востоковедной) – это обучение друг друга, обмен опытом. И в целом студенческая пора, на мой взгляд, является одним из самых приятных периодов жизни, который тепло потом вспоминать. По крайней мере, исходя из моего опыта.

Мусульманские миры в России

ВАО: Исламоведение