Три вопроса о тюркологии: отвечает профессор Анна Дыбо
В 2020 году ИКВИА ВШЭ проводит набор на бакалаврскую программу «Турция и тюркский мир». Программа предполагает глубокое изучение турецкого языка, а также других современных и древних тюркских языков, истории, культуры и традиций тюркских народов. Чем именно может заниматься тюрколог? Мы спросили у руководителя программы «Турция и тюркский мир» Анны Владимировны Дыбо.
Мы планируем прежде всего диалектологические экспедиции в тюркоязычные страны. Диалекты тюркских языков очень разнообразны; например, в Узбекистане живут представители так называемой карлукской группы тюркских языков (юго‑восточная группа), кыпчакской (северо‑западной — диалекты, близкие к казахскому языку) и огузской (юго‑западной; диалекты, близкие к туркменскому языку). И есть еще говоры икано‑карабулакской группы, которые, по предварительным данным, могут быть родственны почти уже исчезнувшему халаджскому языку, представляющему, по общему мнению, отдельную ветвь тюркских языков. Тюркская диалектология во многом представляет собой неисследованное поле. До сих пор нет общего атласа диалектов тюркских языков; между тем, как мы уже сказали, у одного языка могут быть диалекты, более близкие к другому языку; и общая картина распространения тюркских языков и, соответственно, истории расселения тюрков, невозможна без большой диалектологической работы. Кроме собственно диалектологических опросов, в экспедициях проводится социолингвистическое обследование информантов и населенных пунктов — записывается анкета по языковой среде и ситуации для каждого информанта. На основании обработки таких анкет можно строить прогнозы о сохранении или исчезновении диалектов и языков. Естественно, в экспедициях записываются также фольклорные тексты и этнолингвистические и этнографические опросники, что помогает глубже проникнуть в языковую и культурную среду.
Тюркские литературы известны нам по крайней мере с VIII в. н.э. Для раннего периода это в основном памятные надписи, выполненные руническим письмом; сонник; астрологический текст. Значительный объем представляют переводные с санскрита, тохарского и китайского буддийские сочинения, переводные с сирийского манихейские тексты; имеются и оригинальные сочинения буддийской и манихейской тематики. Затем идут созданные на территории Центральной Азии арабографические мусульманские оригинальные и переводные тексты. Эта литература развивается в позднем Средневековьи также на территории Поволжья и Кавказа; с XII века можно говорить о зарождении анатолийско‑тюркской литературы, которая сначала находилась под сильным влиянием центрально‑азиатской. Вначале это в основном суфийские произведения; но имеются и переводы общих для всей Азии произведений (как «Рассказы о Калиле и Димне», которые создавались на санскрите — «Панчатантра»), были переведены на массу языков, в том числе на персидский, и с персидского — в XIV в. — на староанатолийско‑тюркский). Героическое сказание «Повесть о Мелике Данишменде», записанное уже в XVI веке, представляет собой оригинальное турецкое произведение, похожее, однако, по структуре на арабские героические повести. В дальнейшем тюркские литературы расцветают как в Средней Азии (чагатайская литература; пожалуй, самые известные имена — Алишер Навои и император Индии Бабур), так и в Поволжье (старотатарская литература), и в Турции (османская литература). Современные литературы тюркских стран также вполне достойны изучения; отметим, например, оригинальное направление магического реализма в турецкой литературе, самое известное имя — нобелевский лауреат Орхан Памук.
Во‑первых, полевая (экспедиционная) работа сильно развивает менеджерские навыки и вообще способности к активному взаимодействию с людьми. Это может пригодиться в любом бизнесе. Во‑вторых, экономические отношения РФ с тюркскими странами, последнее время особенно с Турцией и Казахстаном, быстро развиваются, это и сырьевой сектор, и легкая промышленность, и машиностроение, и совместные научные разработки. Так что у человека, хорошо знакомого с тюркскими языками и культурами, имеется богатый выбор.
Институт классического Востока и античности: Профессор