• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Династия Пехлеви, персидская поэзия и современность – лекции сотрудников ИКВИА

5 и 6 апреля в библиотеке галереи Art Lane в городе Алматы одновременно с презентацией альбома современного искусства Iran Modern прошел цикл лекций, прочитанных сотрудниками ИКВИА ВШЭ.

Евгения Никитенко в лекции «Культурная политика династии Пехлеви и создание музея современного искусства в Тегеране» рассказала об истории музейного дела в Иране в XIX–ХХ вв. Акцент был сделан на деятельности шахбану Фарах, супруги последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Под ее покровительством и при ее личном участии началось создание коллекции будущего Музея современного искусства (TMOCA). Этот музей на момент своего открытия в 1977 г. располагал одним из наиболее полных и репрезентативных собраний послевоенного искусства за пределами Европы и Америки. На сегодняшний день не знающая себе аналогов коллекция музея, включающая творения Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Огюста Ренуара, Марка Ротко, Рене Магритта и многих других, лишь по особым случаям и далеко не полностью экспонируется в Тегеране и никогда не покидала пределов страны.

Максим Алонцев в лекции «К великой цивилизации: династия Пехлеви и модернизация Ирана» рассказывал об амбициозных планах правителей из династии Пехлеви по превращению Ирана в современное государство. Эти проекты включали в себя не только увеличение военной мощи страны, экономические и политические преобразования, но и трансформацию иранского общества. Полномасштабная модернизация, затронувшая все сферы жизни иранцев и проводившаяся подчас жесткими авторитарными методами, незамедлительно вызвала и реакцию на перемены.

Наталья Чалисова в лекции «Персидская поэзия и ее царственные покровители» рассказала о средневековой поэзии Ирана и о придворной культуре, в русле которой она зародилась и процветала. Покровительство наукам и искусствам входило в число обязанностей правителей, а справлялись они со своими обязанностями по-разному, о чем сохранилось множество историй. В них поэтам отведены роли красноречивых восхвалителей шаха и его отважных и мудрых наставников, а шаху — роли заказчика стихов, искушенного или невежественного критика, щедрого, а порой — и скупого мецената. Придворные стихотворцы состояли в «ведомстве поэзии», возглавляемом «Царем поэтов», стихи исполнялись в музыкальном сопровождении на царских пирах — маджлисах, а над изготовлением книг трудились в придворных мастерских каллиграфы и художники-миниатюристы. Поэтому при поддержке правителей развивались и тесно связанные с поэзией искусства — музыка и книжная миниатюра, а меценатство и покровительство искусствам культивировалось при дворах большинства новоиранских династий, от Саманидов до Пехлеви.

 

Все новости ИКВИА