• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валентина Мордвинцева об исторических сарматах и сарматской археологической культуре

13 марта в Институте истории университета Жешува доцент ИКВИА ВШЭ, преподаватель магистерской программы «Античная и восточная археология» прочла лекцию об исторических сарматах и сарматской археологической культуре.

Античная нарративная традиция описывает все варварские народы Северного Причерноморья, в том числе сарматов, сходным образом – как воинственные племена, беспокоящие цивилизованное население греческих городов и занимающиеся грабежами и наемничеством. Отличительной чертой хозяйственно-культурного типа сарматов, как и скифов, был номадизм. В источниках мало этнографических деталей, почти полностью отсутствуют данные об идеологии сарматов и других формах самоидентификации.

Это общее представление о сарматах в целом перешло в средневековую европейскую историческую традицию. В России интерес к сарматам и вообще к истории Северного Причерноморья проявился только в начале XVIII века. С провозглашением Петром I в 1721 г. Российской империи, в рамках ее интеграции в европейскую мир-систему появилась необходимость написания истории этого молодого европейского государства, которая была бы связана с общеевропейской историей.

Ядром культурно-исторической модели, которая сформировалась, а затем развивалась в российской исторической науке, стало представление о постоянной смене народов в Северном Причерноморье и исторической роли этого региона как буферной зоны между Востоком и Западом. К моменту начала использования в исторических построениях археологических источников, эта модель уже стала архетипом в сознании жителей империи, что оказало влияние на формирование первой научной концепции культурно-исторических процессов, происходивших в древности в Северном Причерноморье, которая до сих пор превалирует в отечественной науке.

 

Античная и восточная археология