Лекция Нины Брагинской на конференции «Куклы, автоматы, роботы»
5 декабря д.и.н., главный научный сотрудник ИКВИА Н.В. Брагинская прочитала лекцию «Антропология куклы, или Статуя на сцене» в завершение конференции «Куклы, автоматы, роботы: искусственное тело в мировой интеллектуальной и художественной культуре» (совместная конференция ИМЛИ РАН и НИУ ВШЭ, 3–5 декабря 2018 г.)
Лекция, посвященная антропологии куклы, противоречит различению куклы и статуи в известной работе Ю.М. Лотмана. В частности, указывается на манипулирование статуями, использование статуй в обрядах, их перенесение, усаживание для просмотра спектакля: не только жрец Диониса, но и статуи бога смотрят представление в театре Диониса. Статуи оживляют, считают, что в них присутствует божество или изображенный человек, которые иногда себя проявляют. Отсюда сакральность соответствующих изображений. Духи так же вселяются в статуи и изображения, как и в людей, входящих в транс. Ни материал, ни подвижность, ни закрепленность на месте, ни мемориальная или декоративная функция, ни даже функция игровая функция не являются принадлежностью только куклы или только статуи. В античности, например, статуи купают, подкрашивают, одевают и кормят, им делают подарки и украшают их цветами (откуда современные цветы у подножия), с ними разговаривают в комедиях и в других литературных жанрах, как дети с куклами. Особое внимание было уделено автоматам Герона и театру подвижных изображений от ваянг бебера до райка и европейских бродячих певцов с картинками.
Антропологическое исследование обнаруживает, что куклы, в которые играют девочки, например у индейцев хопи, изображает «духов» и учат разбираться в их внешнем виде. Это аналог инициации для девочек. Такие же «духи», «боги» и т.д. пляшут в обрядах, и это уже люди, носящие соответствующие маски и костюмы, наконец, такой же облик имеют и «идолы» – изображения тех же духов-богов-предков. Костюмы архаичного театра не стремятся показать лицо или тело человека, они их скрывают и далеко выходят за границы тела, превращаясь в целое сооружение. Разговорный «человеческий» театр занимает в мировой театральной культуры крохотное историческое время и пространство Европы позднего Нового времени. Кукольные представления сопровождают и серьезные ритуальные драмы и церковные литургии, как вертеп на паперти и пресепии во близкой ко входу части храма или даже на улице.
Значительная часть лекции была посвящена происхождению кукол, манекенов и вообще человеческих изображений в связи с культом предков и изготовления неумирающего подобия умершего от Рима и Египта до кыргизской культуры Хакасии начала новой эры. Таким образом куклы приближаются к мумиям, а музеи восковых фигур и погребальные маски получают свою генеалогию в римских погребальных обрядах императоров и изготовлении сосудов-каноп с пеплом с объемным изображением лица, редуцированным до сосуда туловищем и часто – руками умершего. Куклы были всегда, древнейшая найденная кукла, имеет возраст более 30 тысяч лет. Они в той или иной мере связаны с культом предков и проводами умершего.
Освоение культурой границы жизни и смерти и перехода ее в ту или иную сторону, символическое ее изображение и приписывание ему тех или иных значений – основа культуры. Кукла в литературе всегда будет иметь дело с преодолением этой границы или обнаружением ее непреодолимости.
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник