• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нина Брагинская о загадочной мозаике из библейской деревни

15 декабря гл.н.с. ИКВИА выступила в Вечернем клубе Института географии РАН и предложила интерпретацию мозаики, открытой при недавних (2012–2016) раскопках в восточной Галилее

Нина Брагинская о загадочной мозаике из библейской деревни

Недавние раскопки в восточной Галилее (2012–2016) открыли удивительные по красоте и сюжетам мозаики, которые украшали пол громадной синагоги, датируемой IV–V вв. н.э. Сюжеты мозаик и фресок в синагогах, за исключением декоративных, всегда заимствованы из Библии. Найденные мозаики не только очень своеобразно трактуют священные сюжеты и используют в декоре полуобнаженные фигуры (сатиров?), одна из мозаик не имеет соответствия в Еврейской Библии и вызывает особенные споры.

Наша интерпретация этой мозаики, найденной при раскопках селения Huqoq (חוקוק‎), радикально отличается от выдвинутой руководителем раскопок проф. Джоди Магнесс (Jodi Magness) и ее командой. Мы сопоставляем сюжеты этой мозаики с так называемыми Маккавейскими книгами (книги, написанные иудеями по-гречески или дошедшие только в греческом переводе). И это сопоставление позволяет нам связать отошедшее христианам почитание девяти Маккавейских мучеников и сохраненный в обрядах Ханукки (празднование победы Маккавейского восстания) девятисвечник и особый обряд его зажигания. Еврейская традиция сохранила символический предмет и ритуал, а христианская традиция – их символическую «программу» – историю девяти мучеников (как и сами книги Маккавеев). Открытие мозаики позволяет установить связь семантики вещи и ритуала с нарративом, который оторвался от вещи примерно полторы тысячи лет тому назад, и сравнить вторичную символическую интерпретацию хануккального светильника в позднейшей еврейской традиции с первоначальной семантикой предания о мучениках за веру.