Шраута-ритуалы – текстовая традиция и реальность: доклад Натальи Корнеевой
15 ноября 2017 г. постоянный участник семинара «Культуры Востока», проходящего под руководством гл.н.с. ИКВИА Натальи Чалисовой, представила доклад о своем наблюдении за проведением ритуала Атиратра Агничаяна в Шукапурам в 2015 г.
Первая часть доклада была посвящена обзору традиции изучения шраута-ритуалов и выявлению причин долгого игнорирования исследований, связанных с их выполнением. Если не считать первой попытки Мартина Хауга и реконструкции ритуала Ваджапея (Vājapeya) в Пуне в 1955 г., к изучению реальных шраута-ритуалов обратились лишь после осуществления Ф. Стаалем грандиозного проекта (Agnicayana Project), когда живая традиция брахманов намбудири (малаял. nampūtiri) уже находилась на грани исчезновения. Стааль считал, и это мнение было растиражировано, что Атиратра Агничаяна (Atirātra Agnicayana) 1975 г. — последнее проведение этого ритуала. Однако на практике сложилось иначе, предполагаемая лебединая песня стала началом возрождения новой эпохи шраута-ритуалов. Информация о намбудири и их традиции вышла за пределы не только Кералы, но и Индии, что дало мощный импульс изучению ведийских ритуалов, а также оживлению традиции намбудири.
Последнее жертвоприношение — ягашала вместе с павильонами предается огню. Атиратра Агничаяна 2015 г. в Шукапурам. © Н.А. Корнеева
В докладе было показано, что та форма, которую сейчас принимают ведийские шраута-ритуалы, имеет много общего с индуизмом. Из ритуалов, совершаемых в ограниченным кругу брахманов и элиты, шраута-ритуалы превратились в публичный индуистский праздник с тысячами участников, включая средства массовой информации и маркетинговые услуги. Однако неизменной остается уникальная практика рецитаций ведийских мантр брахманами намбудири, что соответствует традиции — меняться могут материальные составляющие шраута-ритуалов, но не мантры, которые их сопровождают.