Студенты-китаисты ИКВИА прошли практику в музеях Санкт-Петербурга
С 25 по 31 августа 2024 г. студенты третьего курса ОП «Язык, словесность и культура Китая» ИКВИА ФГН проходили практику в Государственном Эрмитаже, Музее истории религии и МАЭ РАН (Кунсткамере).
Основная часть практики (с 27 по 30 августа) прошла в Государственном Эрмитаже под руководством хранителя коллекции китайской живописи Отдела Востока Константина Константиновича Петрова. Он познакомил студентов с коллекциями Отдела Востока, историей их формирования и спецификой сохранения экспонатов, постоянной экспозицией китайских залов и текущими выставками Государственного Эрмитажа. Он также провел занятие, посвященное методике атрибуции китайских картин, анализу мифологических и религиозных сюжетов в китайской живописи и процессу подготовки выставок.
К.К. Петров и хранитель Фонда искусства Индии и Юго-Восточной Азии Отдела Востока Государственного Эрмитажа Владимир Александрович Абинякин провели для студентов подробную серию лекций по экспозиции буддийского искусства, проанализировав эволюцию буддийских иконографических принципов от ранней скульптуры гандхарской и матхурской художественных школ до памятников Центральной Азии и Северо-Западного Китая.
К.К. Петров также организовал для студентов практикум, в ходе которого они получили возможность самостоятельно описать и перевести надписи на шанских гадательных костях и чжоуском бронзовом сосуде из коллекции Государственного Эрмитажа.
Хранитель коллекции дальневосточной керамики Отдела Востока Государственного Эрмитажа Лидия Викторовна Поточкина дала студентам возможность познакомиться с разными типами китайских керамических изделий и основами атрибуции китайского фарфора разных эпох.
Сотрудники Лаборатории научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа Екатерина Сергеевна Лапшина, Вероника Эдуардовна Булаева и Полина Леонидовна Бутылова познакомили студентов с особенностями использования современного реставрационного оборудования, а также с некоторыми техниками реставрации дальневосточной живописи и буддийских икон тангка. Во время занятия особое внимание было уделено вопросу о том, насколько допустимо вмешиваться в структуру памятника: с этой проблемой регулярно сталкиваются реставраторы и хранители коллекций.
В Государственном музее истории религии во время занятия, проведённого Павлом Александровичем Тугариновым, научным сотрудником Научно-методического отдела музея, студенты познакомились не только с залами, посвящёнными Восточной Азии и буддийскому искусству, но и с основной экспозицией. Павел Александрович отдельно остановился на формировании махаянского буддизма в целом и школы Чистой земли в особенности, а также на характеристиках иконографии буддийских и даосских божеств.
В Кунсткамере студенты осмотрели китайскую коллекцию, включающую предметы быта и верований, одежду, механические игрушки, макеты жилых и культовых построек, – всё преимущественно XVIII–XIX вв. Наибольший интерес для практики представляла подборка предметов с благопожелательной символикой, а также буддийская и даосская скульптура.
В ходе практики студенты собрали информацию для самостоятельного исследования, посвященного иконографии китайских фольклорных и мифологических персонажей.
Организаторами практики стали руководитель ОП “Язык, словесность и культура Китая” Елизавета Витальевна Волчкова и приглашенный преподаватель ИКВИА ФГН Аглая Борисовна Старостина.