Доклад Наталии Чесноковой о религии и власти в Средневековой Корее в рамках проекта «Религии мира: традиции и тексты»
С 2020 года в ВШЭ реализуется проект «Религии мира: традиции и тексты», в рамках которого проводится серия семинаров по теме «Религия и власть». Одиннадцатая встреча состоялась 1 декабря, доцент ИКВИА Н.А. Чеснокова выступила с докладом "Пророчества и легитимность власти в средневековой Корее"
Термин «легитимность» (лат. legitimus, «согласный с законами», «правомерный») означает согласие народа с властью и добровольное признание народа на право власти принимать обязательные решения. Можно выделить обратную зависимость между уровнем легитимности и силовым принуждением – чем меньше уровень легитимности, тем больше усилий требуется власти для утверждения своей воли, и наоборот.
Легитимность власти обеспечивает подчинение народа власти через ряд доминирующих в сознании людей представлений об этой власти, которые обуславливают необходимость подчинения ей. Важно, что легитимность власти строится на ценностях большинства – их традициях, верованиях, предпочтениях и прочем, т.к. даже самая авторитарная власть не сможет постоянно использовать один ресурс принуждения и должна заранее заручиться поддержкой населения.
Согласно теории немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), легитимное господство может относиться к одному из трех типов (reine Typen): 1) традиционный (traditionelle Herrschaft), т.е. опирающийся на установленный порядок, нормы, правила и запрет на нарушение традиций; 2) харизматический (charismatische Herrschaft) – на веру в лидера государства, его доблесть и уникальные качества, личную ему преданность; 3) рациональный (legale Herrschaft) – на веру в справедливость законов и правомерность действий носителей власти. Данный подход был изложен в книге Макса Вебера «Хозяйство и общество» (Wirtschaft und Gesellschaft, 1922 г.).
В случае первого типа – «традиционного» – власть напрямую связана с наличием статуса у человека, который эту власть осуществляет (вождь, король и др.); во втором типе – «харизматическом» – с личностью правителя; в третьем – «рациональном» (рационально-легальном) – власть деперсонифицирована. В «чистом виде» указанные типы легитимности редко представлены. Поэтому корректней говорить о смешанном типе легитимности.
Но мы обратимся к модели «традиционной» легитимности, а именно к тому, как она была представлена в средневековой Корее – государствах Корё (918-1392) и Чосон (1392-1897). Правитель Корё, Ван Гон王建 («Великий предок» Тхэджо 太祖, 877-943, правление 918-943), стал первым из последующих королей «плоти и крови»: в его биографии не фигурировали удивительные небесные создания, представители животного мира и прочие редкие существа, которые так часто появлялись в чудесных историях рождения до-средневекового периода. Необходимо было создать новый миф, новую «формулу легитимности». Она опиралась на традиционные представления, которые существовали и ранее, но, сохраняя мистику, предполагала введение новой константы – пространства. После смены правящего рода, смены элиты у власти и появлением на картах нового государства Чосон, пространство по-прежнему оставалось ключевым элементом в объяснении и подтверждении легитимности новой династии.
Ключевой вопрос, который мы рассмотрим на семинаре, – как пространственные представления, с одной стороны, могли помочь правителю укрепить его легитимность, а, с другой, объясняли, почему его власть не будет вечной. Мы рассмотрим пространственные представления так, как они представлены в пророчествах: как тех, что объясняли удивительные качества монархов, так и тех, что требовали немедленной смены династии.
После выступления Наталия Чеснокова ответила на вопросы учатников и гостей семинара, в числе прочего обсуждались интересные типологические параллели между историей взаимоотношений религии и власти в средневековой Корее и в средневековой Руси и Европе.
Двенадцатая встреча семинара, посвященная религии и власти в Тибете, состоится 17 декабря в 19:00.
Селезнёв Михаил Георгиевич
Руководитель семинара
Шуляков Леонид Викторович
Секретарь семинара