• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискуссии мусульманских мистиков о необходимом достатке – доклад Максима Алонцева на семинаре «Культуры Востока» (видео)

Амир Хосров Дехлеви и юноши. Миниатюра из «Маджлис ал-Ушшак» Хусейна Байкара.

Амир Хосров Дехлеви и юноши. Миниатюра из «Маджлис ал-Ушшак» Хусейна Байкара.
Рукопись ИВ АН УзССР, 65, л. 68. Wiki commons

Вопросы, связанные с приобретением и накоплением имущества, обсуждались еще представителями первых поколений мусульман. С одной стороны, в Коране и хадисах порицается неосмысленное накопление богатств и поощряется умеренность и благотворительность. С другой стороны, мусульманские источники авторитета говорят о том, что богатство ниспослано людям по милости Бога, и, например, устанавливают правила раздела добычи, которые приводили к обогащению части мусульманской общины на раннем этапе ее существования.

Отсутствие в исламе ортодоксии в христианском понимании этого термина создавало ситуацию множественности подходов и трактовок. Такая ситуация приводила к возникновению разных стратегий благочестивого поведения и, стало быть, путей к достижению личного спасения в загробной жизни. Так, на основании установок Корана и хадисов среди благочестивых мусульман первых столетий сложились разные представления о дозволенности приобретения богатств (kasb): одни считали, что человек должен заниматься доходной деятельностью и делать пожертвования «на пути Бога», другие – что не стоит проявлять интереса к благам этого мира, а надобно уповать на Бога в вопросах поиска пропитания. Подвижником, отражавшим первую позицию, был, например, благочестивый купец ‘Абдаллах ибн Мубарак (ум. 797), а сторонником радикального упования на Бога (tawakkul) – Шакик Балхи (ум. 810).

Споры о допустимости приобретения богатств велись и среди представителей хорасанских мистико-аскетических учений – суфиев, маламати и каррамитов. Более поздняя традиция представляет эту тему одной из наиболее дискуссионных, а разные взгляды на этот вопрос считаются признаком принадлежности к тому или иному движению. В докладе будут рассмотрены сведения об этих дискуссиях, дошедшие до нас в текстах разных течений мусульманской учености, а также предложены гипотезы о возможном источнике и значении этих споров.

 

Семинар «Культуры Востока»

Все новости ИКВИА

ВАО: Исламоведение