• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Встреча живых и умерших под деревом розы» – доклад Нины Брагинской

С 19 по 21 октября 2021 г. проходила международная научная конференция XIII Мелетинские чтения «Что там – на том свете? Потусторонний мир в текстах культуры». Профессор ИКВИА Нина Владимировна Брагинская выступила с докладом «Встреча живых и умерших под деревом розы», в котором представила интерпретацию трудного пассажа из Passio Perpetuae et Felicitatis (ΧΙ, 5-6).

«Встреча живых и умерших под деревом розы» – доклад Нины Брагинской

Опора на Писание не позволяла христианам первых веков получить ясную, подробную и конкретную картину посмертия. Происходящее за гробом было предметом видений и откровений, образам Рая и Ада посвящены многие апокрифические сочинения. Исходя из того, что в Видении Сатура (или Сатира), включенном в комплекс документов под названием «Страсти Перпетуи и Фелицитаты и с ними пострадавших» (203 г.), заметно сказываются языческие образы и представления о загробном мире и участи умерших, докладчик интерпретирует трудные и уникальные пассажи, в которых ожидающий в тюрьме казни христианин Сатур, описывает, что происходит с ним после смерти.

Сатур и обращенная им Перпетуя выходят из тел и, сопровождаемые ангелами, которые не прикасаются к ним руками, покидают этот мир и оказываются в Раю. В описании Рая, недоумение издателей, комментаторов и переводчиков вызывает зрелище деревьев, которые непрерывно опадают вместо того, чтобы вечно цвести или плодоносить, или делать то и другое, как это обычно и бывает в «райских текстах». Как выход избирают маргинальное чтение «листья пылали» (ardebant вместо cadebant) или конъектуру «листья пели» (canebant вместо cadebant). Докладчик аргументированно отвергает эти предложения. Речь идет не о породе какого-либо розового дерева и не о кусте роз, а о небывалом громадном, райском «дереве розы», которое, никогда не оголяя своих постоянно цветущих ветвей, непрерывно роняет вовсе не листву, а благоуханные лепестки цветов (folia означает и «листья», и «лепестки»). Их благоуханием питаются обитатели Рая.

Под сень этого дерева Сатур и Перпетуя отводят пришедших к вратам Рая двух священников, глав общин, которые просят разрешить возникшие между ними несогласия. Священники, следовательно, живы, а их появление у ворот Рая и обращение к Сатуру и Перпетуе имеет мистический характер: это молитва, обращенная к казненным мученикам. Уникальность сцены заключена в том, что общение живых с умершими, рассказано не живыми, а "с той стороны". В такой "обратной" перспективе обретает свой смысл и осыпающиеся  лепестки, и то, что мученики ведут пришедших именно к дереву розы. 

В докладе показано, что в практике римской жизни "дереву розы" и осыпанию лепестками отвечает как торжественное прославление триумфатора, осыпаемого розами и украшенного  гирляндами роз, так и печальное поминовение усопших, которое называлось Розалии, а могила, склеп, памятник украшались живыми розами и их изображениями, кроме того, они усыпались лепестками этих цветов. Между тем мученики – это одновременно и победители в битве с дьяволом, и умершие, и увенчанные триумфаторы, и покойники. Загробная встреча и разговор живых с умершими мучениками, увиденная в Райской перспективе представляет убранные розами и осыпанные лепестками могилы Сатура и Перпетуи Вратами Рая, а кусты кладбищенских роз – высоким «деревом розы», какого на земле не бывает. Уникальное замечание о том, что ангелы, сопровождающие души Сатура и Перпетуи на небеса, не касаются их руками, также имеет языческое происхождение: оно отражает иконографию римских саркофагов, которая в свою очередь восходит к архаичным римским погребальным обычаям.

 

 

Все новости ИКВИА