Визуализация языческих представлений о посмертии в христианском иконографическом каноне. Доклад Н.В. Брагинской на XIV Конгрессе антропологов и этнологов России.
XIV Конгресс антропологов и этнологов России проходил 6-9 июля в Томске. Условия пандемии вынудили устроителей перевести весь конгресс в онлайновый режим. 8 июля в секции Антропология искусства на заседании, посвященном «формам искусства, сопряженным с сакральными и иными воззрениями на мироустройство», выступила главный научный сотрудник ИКВИА, профессор Н.В. Брагинская.
Визуализация языческих представлений о посмертии в христианском иконографическом каноне.
В первые века христианства представления о том, как происходит вознесение «на небо» и попадание в рай были разнообразны и зависели от античных или библейских, а также апокрифических представлений. Среди способов «доставки» на небеса фигурирует «херувимская колесница», влекомая ангелами, а также мистические и нераскрываемые способы. В «Видении Сатура», написанном карфагенским мучеником в 203 г., описывается, как его и Перпетуи души, выйдя из тела, летят на восток в сопровождении четырех ангелов, которые «не касаются их руками».
В докладе предлагается происхождение этого образа от так называемого Clipeata imago - изображения умершего на круглом щите, которое участвует в погребальной процессии. Этот образ перекочевал на римские саркофаги в виде рельефного медальона с портретом погребенного, который несут уже не идущие в процессии родственники, а летящие крылатые Амуры или Виктории. Погребальная процессия закончена, и теперь душа умершего доставляется в Элизиум или иное место его блаженного пребывания некими крылатыми посредниками. Выбор этих персонажей как проводников душ также обсуждался в докладе. Иконография римских языческих саркофагов 2-го века перенимается саркофагами определенно христианскими, но крылатые putti или иные крылатые юные или даже младенческие существа сохраняют свои позиции держащих или несущих портрет (душу) в рамке медальона. Впоследствии эта иконография продолжается в так называемой «мандорле», которая окружает, главным образом, Христа и Богородицу и символизирует особое «иное» пространство и божественное свечение. В средневековой западной и восточной христианской иконографии задача показать всю фигуру или фигуру на престоле вытягивает «рамку» до эллипса или ромба, но круглая также сохраняется, до позднего времени в православной иконографии Вознесения Богородицы, которую 4 ангела несут , держась за круглую «рамку». Вместе с тем и душу возносимого нищего Лазаря, а не только божественных Христа и Деву Марию изображают в мандорле, которую ангелы держат за края. Крылатые существа могут принимать обличие христианских ангелов, крылатых символов Евангелистов или сохранять облик античных обнаженных амурчиков. В эпоху Ренессанса ангелы, возносящие Богородицу к небесному престолу, становятся определенно неотличимы от античных амуров.
Таким образом «Видение Сатура» дает уникальное обоснование не отрефлексированного в традиции заимствования христианской иконографией «рамки» imago clipeata, а затем и мандорлы, и поясняет, каким образом задача визуализировать представления о посмертии может порождать иконографический канон.