• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Осмыслить Россию с точки зрения ее мультикультурной составляющей»: Стелла Назари о магистратуре «Мусульманские миры в России»

Продолжаем цикл интервью, знакомящих со студентами магистерской программы «Мусульманские миры в России: история и культура». Собеседник Руслана Мамедова — Стелла Шокур Назари.

«Осмыслить Россию с точки зрения ее мультикультурной составляющей»: Стелла Назари о магистратуре «Мусульманские миры в России»

By guldfisken / Creative Commons
  • Стелла, что повлияло на Ваш выбор в пользу поступления на эту программу?
  • Летом 2019 года я закончила в Вышке бакалаврскую образовательную программу «История». Изучением мусульман в России я тогда не занималась, мои научные интересы были связанны с изучением Второй мировой войны. Несмотря на то, что это довольно важный для публичной памяти и актуальный для современности период истории, к моменту выпуска мне стало немного скучно, академическую карьеру я для себя тогда не рассматривала, да и в целом устала, ведь учеба в Вышке — это отнюдь не простой квест. Я решила не поступать в магистратуру, более того, я даже сомневалась, что когда‑нибудь вернусь в стены университета в принципе. Тем не менее, уже примерно в октябре 2019 года я поняла, что я скучаю по учебе.

    В декабре 2019 года благодаря своим бывшим однокурсникам я узнала, что в Вышке открывается программа «Мусульманские миры в России (История и культура)». Я тогда подумала, что это очень круто, так как на историческом направлении в Вышке тогда были только программы, разделенные по периодам (грубо говоря, если ты изучаешь то, что произошло с нового времени до сегодняшнего дня, ты идешь на «Историю современного мира», если до, то на «Медиевистику», неважно, каким именно регионом ты занимаешься), тогда как «Мусульманские миры в России» предлагали подробное изучение конкретных сообществ Российской империи, СССР и России. Это показалось мне более выигрышным подходом для организации магистратуры, так как на протяжении двух лет у человека есть возможность посещать именно те курсы, которые связаны с темой его исследования, а не просто поступать в магистратуру ради того, чтобы иметь возможность продолжать исследовательскую деятельность далее, в случае чего; на мой взгляд, выбор курсов, которые присутствуют в учебных планах более общих программ, может совсем не подходить под интересы студента (кроме, разве что, теоретических и методологических, которые, безусловно, нужны всем историкам).

    Более того, мне показалось важным также то, что эта магистерская программа вписывается в такой общемировой тренд, когда бывшие империи начинают осмыслять своё колониальное прошлое и постколониальное настоящее. Я считаю, что в российском обществе существует большая проблема с публичной памятью о колониализме, вообще, в целом — с осознанием себя как наследника даже не одной, а двух колониальных империй, и пониманием того, как Российская Федерация в этом плане функционирует сейчас как многонациональное государство. Я уверена, что каждый, кто сейчас читает этот текст, хоть раз в жизни слышал от кого‑то различные ксенофобские высказывания по отношению к той или иной этнической или религиозной группе. Отсутствие широкого общественного понимания постколониальной ситуации, в которой мы все в России сейчас оказались, приводит не только к такому бытовому шовинизму, но также отражается и на законодательстве, допустим, по отношению к мигрантам, на сфере образования, на сфере прав человека в России. В связи с этим, я считаю, что такая уникальная образовательная программа как «Мусульманские миры в России (История и культура)», которая сфокусирована на изучении всего разнообразия колониальных и постколониальных отношений в прошлом и настоящем, очень важна и полезна в настоящий момент.

Мусульманские миры в России

История и культура

  • Что Вы можете сказать о своих впечатлениях об образовательном процессе на этой программе? Какие курсы запомнились более всего?
  • С самого начала обучения нас старались в первую очередь познакомить с историографией по истории мусульманских обществ в Российской империи и СССР, а также научить анализировать литературу и источники, за которые мы беремся. Это было успешно реализовано в первых двух модулях таких курсов как НИС «Дискуссионные вопросы истории мусульман в Российской империи и СССР», который вела академический руководитель программы — О.Ю. Бессмертная, а также курса В.О. Бобровникова «Проблемы историографии ислама и мусульманских сообществ в России и за рубежом». На мой взгляд, такое введение позволяет студентам с разным бэкграундом не только получить представление о том, что в целом представляют собой сейчас гуманитарные науки (история, в частности, но и не только), но и прийти к пониманию того, что именно и какими методами нам предстоит изучать так, чтобы в итоге нашими усилиями получились интересные и актуальные исследовательские работы, а не повторение стереотипных историографических штампов. Лично для меня эта часть нашей программы не показалась слишком сложной, так как в бакалавриате Вышки я уже привыкла к тому, что главное в процессе обучения — это освоение «инструментов» историка.

    Чего мне действительно не хватало до поступления на эту программу, так это познаний об устройстве мусульманского мира в целом (хотя корректнее, конечно, говорить о множестве разных мусульманских миров, в том числе и в России). В связи с этим привлекательным для меня в магистерской программе «Мусульманские миры в России (История и культура)» являлось то, что она нацелена на прием самого широкого круга бакалавров и специалистов в области гуманитарных и социальных наук, а не только востоковедов, и поэтому в учебный план включены курсы, прямо скажем, по «основам основ». Например, мы знакомимся с религиозным учением, детально разбирая Коран и его сюжеты, на курсах А.В. Журавского «История ислама и христиано‑мусульманских отношений» и «Введение в коранистику». Также мы изучаем устройство мусульманского права в исторической перспективе и в настоящее время на курсе В.О. Бобровникова «Мусульманское право, его развитие в России и адат». Более того, в программе присутствует масштабный двухлетний курс по истории всех мусульманских обществ в Российской империи и СССР, который ведут несколько преподавателей, специализирующихся на разных регионах. Больше специальных предметов нас ждет на втором курсе, где мы затронем такие темы как мусульманская теология и философия, исламский реформизм, суфизм и даже поговорим о современной миграции.

  • После прохождения условного «экватора» на этой программе, можете ли Вы сказать о перспективах для людей, которые решатся избрать её для себя в этом году? Чем она может быть интересна для потенциального абитуриента и чем она интересна для вас?
  • В целом в программе много исследовательской составляющей (как, впрочем, на любой гуманитарной программе в Вышке), однако, на мой взгляд, она также может быть интересна и людям, не рассматривающим в будущем академический трек, а желающим, например, составить представление об истории России за пределами Москвы и Петербурга. Использовать знания и навыки, полученные в ходе обучения на программе, можно, на мой взгляд, в самых различных сферах, например, в просветительской. Лично я сама еще не определилась с тем, чем буду заниматься. Пока что темой своей курсовой работы я выбрала изучение субъективности татарской гимназистки в революционные годы (1917–1920‑е) на основе ее дневника, так как мне любопытно то, как мыслили себя и мир вокруг люди, находившиеся на пересечении разных культурных миров и дискурсивных пространств. Для исследований таких источников (да и многих других) нам, конечно, необходимы знания восточных языков. Сейчас мы изучаем арабский, на втором курсе нам на выбор предоставляют еще больше языков — персидский/турецкий и локальные языки, в том числе и татарский, который, я надеюсь, будет для меня мостиком к изучению старотатарского языка, для записи которого использовали арабскую письменность и на котором частично написан выбранный мною источник.

    Таким образом, магистерская программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» кажется мне действительно очень насыщенной. На мой взгляд, она будет интересна всем тем, кто стремится осмыслить Россию с точки зрения ее разноплановой и мультикультурной составляющей.

Мусульманские миры в России