«Очень насыщенная и яркая»: Вань Цзячэнь о магистратуре «Мусульманские миры в России»
Продолжаем цикл интервью, знакомящих со студентами магистерской программы «Мусульманские миры в России: история и культура». Собеседник Руслана Мамедова — Вань Цзячэнь.
- Здравствуйте, Вань, не могли бы Вы рассказать о своём опыте до поступления на эту программу?
- Здравствуйте. Меня зовут Вань Цзячэнь. До поступления в НИУ ВШЭ я изучал русский язык в Столичном Педагогическом Университете в Пекине. У нас была свобода выбирать тему дипломной работы, и именно при подготовке выпускной диссертации я стал интересоваться темами, так или иначе связанными с Центральной Азией, чья история, особенно после монгольского завоевания, показалась мне, как и многим в Китае, очень интересной. Работая над этой темой, я занялся темой рабства в Центральной Азии и понял, что для лучшего понимания этой темы необходимо ознакомиться с тем, как изучают Центральную Азию в России. Я подал заявление через правительственную программу Китая и получил согласие от НИУ ВШЭ. Программа «Мусульманские миры в России (история и культура)» показалась мне наиболее интересной и способной расширить мои знания. Пройдя дистанционное собеседование я оказался в списках зачисленных и начал своё обучение в московском кампусе!
- Учитывая Ваш опыт обучения в университете Китая, что Вы можете сказать о сходствах и различиях с этой программой?
- Учеба в Вышке отличается от моей жизни бакалавра в Пекине расписанием и быстрым темпом. Большинство из пар проходят вечером, это помогает некоторым одногруппникам совмещать работу и учёбу. В самом начале я был вовсе не готов к такому расписанию, так как всегда считал вечернее время не самой продуктивной частью дня, однако со временем я втянулся.
Мусульманские миры в России
История и культура
Как я уже говорил, образовательный процесс довольно интенсивен, нужно активно участвовать в семинарах, знакомиться с немалым объёмом научной литературы. Помимо этого, у нас проходят лекции и семинары по иностранным языкам, на первом году обучения арабский, на втором — два языка по выбору (турецкий или персидский, и татарский или узбекский, таджикский и другие). Обучение требует самодисциплины, так как отчасти мы сами выбираем то, что будем изучать и какую научную тему и под чьим руководством исследовать. Мы также выбираем язык, который поможет нам изучать то, что мы выбрали. Помимо этого, у нас есть возможность записываться на различные общефакультетские дисциплины — курсы Маголего, которые помогают нам расширить наше представление о наших темах и изучить другие. Более того, нам предоставляют выбор в рамках двух практик (научной и педагогической, по одной на каждый год обучения). Мы можем участвовать в ассистировании преподавателю, проходить педагогическую практику в лицее НИУ ВШЭ и разрабатывать планы учебных занятий, работать в музеях или архивах.
Вообще моё первое впечатление о программе было очень насыщенным и ярким. Я даже шутил, что поехал к морю знания, но заблудился в лесу дискурса! Ведь я столкнулся с подходами, о которых никогда не слышал. Помимо изучения классических текстов, исламского искусства и истории различных мусульманских регионов, будь то Османская империя, Туркестан или даже Алжир, мы обращаемся к тому, как по‑новому можно подходить к, казалось бы, уже изученным вопросам. Объём новой литературы и идей, с которыми мне следовало познакомиться, даже немного пугал, однако, со временем, я начал ориентироваться и понимать многие вещи, о которых не знал ранее. Прежде всего это произошло благодаря преподавателям нашей программы, которые оказались очень отзывчивыми и профессиональными людьми, которые всегда готовы подсказать, где можно найти дополнительную информацию и к каким ресурсам стоит обратиться.
- Какие перспективы видятся Вам благодаря получению навыков на этой программе?
- Что касается моих конкретных перспектив в профессии, мне пока трудно ответить на этот вопрос. Однако я могу сказать, что если студент освоит те навыки, которым его обучают на этой программе, то он сможет реализоваться в очень многих сферах. Знакомство с различными подходами изучения прошлого и настоящего, знание иностранных языков, понимание того, благодаря чему происходят те или иные события и как о них можно говорить, помогут выпускнику, не только если он решит продолжить карьеру учёного, но и если захочет найти себя в другой сфере.
Бессмертная Ольга Юрьевна
Руководитель магистерской программы «Мусульманские миры в России (История и культура)»