• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Насколько агрессивна арамейская вредоносная магия?»: доклад Хаи‑Веры Дюрршнабель

3 февраля 2021 г. на семинаре «Заклинательные традиции Ближнего Востока и Кавказа», проходящем под руководством ст. преподавателя ИКВИА А.К. Лявданского, был представлен доклад научного сотрудника Бернского университета (Швейцария) Хаи-Веры Дюрршнабель «Насколько агрессивна вредоносная магия? Апотропейные аспекты текстов‑проклятий на арамейских чашах из Вавилонии».

Чаша с арамейским заклинанием из Ниппура (фрагмент)

Чаша с арамейским заклинанием из Ниппура (фрагмент)
Marie-Lan Nguyen @ Wikimedia Commons

С первых веков человеческой культуры люди чувствовали необходимость защитить себя от злоcтных сверхъестественных существ. Археологи обнаружили талисманы, амулеты и другие объекты с надписями и без надписей, относящиеся к самым ранним человеческим поселениям, которые были созданы для защиты от демонов. Эти предметы либо носили непосредственно на теле, либо помещали в стратегически важные места в жилище, например под порогом или в углах дома, чтобы демоны не могли проникнуть в жилище.

В эпоху поздней античности известно множество видов амулетов. В Малой Азии, Сирии и Палестине преобладали ламеллы, небольшие металлические пластины с надписями, которые обычно сворачивали или складывали и носили в контейнерах на шее. В Вавилонии между IV и VIII веками н.э. существовала собственная традиция апотропейных артефактов: чаши для заклинаний.

В то время как большинство текстов на заклинательных чашах можно явно рассматривать как защитные тексты, существует особая подгруппа текстов, которые принято описывать как проклятия, относя их к сфере вредоносной магии. Лекция была посвящена особой группе текстов на чашах, которые раньше считались текстами проклятий, так называемые чаши קיבלא. В отличие от предыдущих исследований, автор представленного исследования утверждает, что эти чаши также следует рассматривать как защитные, несмотря на то что большинство из них явно указывают на антагониста. В частности, было показано, что так называемые чаши קיבלא обладают важными стилистическими и формульными чертами, сближающими их с апотропейными текстами; об этом же говорят историолы и некоторые мотивы. В качестве иллюстрации был представлен до сих пор не опубликованный текст заклинательной чаши из серии קיבלא. Кроме того, было продемонстрировано, как эти тексты вписаны в социокультурный и религиозный контекст позднеантичной Вавилонии.

Хая-Вера Дюрршнабель — антиковед и гебраист из Швейцарии. Окончила Цюрихский университет (MA, BA) по специальности «гебраистика и классическая филология» (Hebrew, Latin and Greek Philology). Неоднократно участвовала в международных конференциях, включая чтения памяти И.М. Тронского (СПб) и международные конференции по иудаике, организованные центром Сэфер (Москва). В ближайшие недели в Берне должна состояться защита докторской диссертации Х.‑В. Дюрршнабель «Язык проклятий: вредоносная еврейская магия в эпоху поздней античности» (The Language of the Curse: Aggressive Jewish Magic in Late Antiquty). В течение этого года планируется старт ее постдок-проекта «Между переводом и translatio: o межъязыковой, межкультурной и межконфессиональной природе еврейской магии в эпоху поздней античности» (Between Translation and translatio: On the Multilingual, Intercultural and Interreligious Nature of Late Antique Jewish Magic), который будет осуществлен в ИКВИА под руководством главного научного сотрудника ИКВИА профессора Н.В. Брагинской. Этот исследовательский проект финансируется европейским отделением Фонда Ротшильда (The Rothschild Foundation Hanadiv Europe).

Заклинательные традиции