• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИКВИА ВШЭ на городской школе японистики «Юкари»

В последние выходные осени 2020 года, 28 и 29 ноября, команда молодых и инициативных организаторов городской школы японистики «Юкари» провела двухдневное образовательное мероприятие «Юкари: однажды в Эдо», в рамках которого 9 специалистов по истории и культуре Японии прочли лекции, разнообразные тематически, но хронологически объединённые периодом Эдо (1603–1868 гг.). Сотрудники ИКВИА ВШЭ приняли участие в лектории.

Сотрудники ИКВИА ВШЭ на городской школе японистики «Юкари»

Сотрудники ИКВИА ВШЭ рассказали слушателям про японскую поэзию хайку, театр кабуки, представления о смерти и умирании, а также обсудили с ними фильм «Князь Токугава Иэясу» (1965 г.) режиссёра Ито Дайскэ, посвященный личности основателя последнего японского сёгуната.

Второй день лектория открыл доцент ИКВИА ВШЭ С.А. Родин, рассказав об особенностях киноязыка Ито Дайскэ, приёмах, характерных для работ режиссёра, относящихся к жанру исторической драмы дзидай‑гэки, проанализировав особенности сценария и сравнив картину «Князь Токугава Иэясу» с литературной первоосновой, многотомным романом писателя Ямаока Сохати. После небольшого перерыва С.А. Родин прочёл лекцию «Смерть и умирание в Японии периода Эдо», во время которой рассказал как о нормативных практиках, связанных с погребением, памятованием и гореванием, так и о культурной специфике периода Эдо, которой часто приписывают танатоцентризм на основании высказываний, встречающихся в отдельных самурайских произведениях («Я постиг, что путь самурая — это смерть» из «Сокрытого в листве» Ямамото Цунэтомо), а также исходя из практик двойного самоубийства влюблённых и смерти вослед за господином, существовавших в этот период.

Лекционный день продолжился выступлением старшего преподавателя ИКВИА ВШЭ А.С. Оськиной на тему «Смех и слёзы в 17 слогах: история становления японской поэзии хайку», в рамках которого были освещены такие темы, как шуточная японская поэзия и специфика японского юмора в трёхстишиях, история жанра хайку. А.С. Оськина подробно проанализировала самые известные российскому читателю образцы лирики Басё и поговорила о причинах его популярности, а также обратилась к творчеству значимых для понимания истории жанра поэтов, Мукаи Кёрай, Морикава Кёрику, Такараи Кикаку и других.

Лекторий завершился рассказом В.В. Хомченковой про японский театр кабуки. В ходе лекции был рассмотрен вопрос происхождения театра, проанализированы смысловые оттенки и значение слова «кабуки», разобрано устройство сцены, специфика грима и костюма актёров, упомянуты известные пьесы и популярные мотивы классических произведений, а также затронут вопрос бытования этой традиционной формы японского сценического искусства в современных реалиях.

Ознакомиться с полной программой лектория можно как на сайте «Юкари», так и в социальных сетях. Записи всех выступлений доступны на youtube‑канале лектория.

Выражаем огромную благодарность за приглашение к участию в мероприятии, помощь на лекциях и потрясающую организацию лектория студентам ВШЭ Ивану Тюленеву, Никите Братухину, Андрею Ясинскому и всей команде «Юкари» и желаем им дальнейших успехов как в области организации научных мероприятий, так и на научном поприще!

Все новости ИКВИА