Ассириология — непростая наука: о трудностях и радостях первого знакомства
Ассириология — непростая наука. Преподаватели нашего направления знают это давно и крепко, с собственной, так сказать, студенческой скамьи. А вот студенты‑первокурсники... О трудностях и радостях первого знакомства с цивилизациями Древнего Востока расскажет этот материал.
Знаменитому американскому ассириологу Игнатию Гельбу принадлежит крылатая фраза: «Одни ассириологи занимаются Таммузом, другие — луковицами». Таммуз (или Думузи) — супруг богини любви Иштар (Инаны), умирающий и воскресающий бог Древней Месопотамии. Великий ученый имел в виду, что специалисты‑древневосточники чаще всего интересуются либо «высокими» материями (такими как литература или религия), либо сюжетами более приземленными, связанными с повседневной жизнью и бытом древних обитателей Месопотамии (например, хранением и выдачей лука — а скорее, чеснока). Трудно сказать, в какой мере эта дихотомия справедлива для современной ассириологической науки, однако благодаря усилиям опытных преподавателей Р.М. Нуруллина и И.С. Архипова первокурсникам удалось побывать и в той, и в другой шкуре: в то время как подопечные Ильи Сергеевича трудились над анализом старовавилонских правовых документов, группа Рима Маратовича осваивала премудрость древнейших (в данном случае, опять‑таки старовавилонских) сказаний о легендарном царе‑полубоге Гильгамеше. Судя по недавно появившимся студенческим оценкам, и те и другие занятия прошли на славу: оба преподавателя лидируют в рейтингах с большим отрывом! Ну а какой выбор сделали слушатели — бог или чеснок — мы узнаем совсем скоро, всего лишь через какой‑нибудь десяток лет (по древневосточным меркам — совсем не срок).
Ассириологическая программа в ВШЭ устроена таким образом, чтобы студенты не отрывались чрезмерно от окружающего — современного, «живого» мира. Основными же проводниками в этот мир являются живые языки, которые студенты изучают наряду с древнеписьменными, прежде всего — арабский и немецкий.
Конечно, изучать арабский язык как второй восточный совсем непросто — были тут и слезы, и бессонные ночи, в общем, обычные трудности большинства первокурсников. Но экзамен в конце четвертого модуля показал, что всё было не напрасно: подавляющее большинство студентов‑ассириологов получили по этому предмету высшие баллы (есть и «десятки»!). И это всё благодаря молодому, но уже очень опытному и преданному своему делу тьютору‑арабисту Е.М. Колосковой (ее самоотверженные попытки говорить с ассириологами только по‑арабски стали настоящей легендой курса).
Огромным бонусом для наших студентов стало присутствие среди них стажера‑магистранта Лейденского университета Леи Раше (Lea Rasche). Леа родилась и выросла в Германии, получила степень бакалавра семитологии в Свободном Университете Берлина. Конечно, носитель немецкого языка — не такая уж большая редкость в нынешней Москве, однако далеко не с каждым из них можно обсудить тонкости арабской морфологии или трудное место в Законах Хаммурапи! На протяжении всего первого семестра у наших студентов была такая возможность, что не могло не сказаться на их отношении к немецкому — «главному семитскому языку» по легендарному выражению, приписываемому знаменитому ассириологу Бенно Ландсбергеру.
Пандемия коронавируса дорого обошлась ассириологической специализации. Роковое дыхание коронавирусной заразы мы ощутили уже 18 марта, в день, когда студентов и преподавателей кафедры ожидало замечательное, долгожданное событие — поездка в Санкт‑Петербург на важнейшее в России научное мероприятие в области древневосточной науки, «Дьяконовские чтения». Надо сказать, что в этом году «Чтения» должны были стать чем‑то особенным: одновременно с ними в Эрмитаже открылась потрясающая выставка ассирийского искусства из Британского Музея. После долгих сомнений организаторы были вынуждены отменить конференцию, а выставка закрылась на неопределенный срок (впрочем, как сообщает нам многолетний партнер кафедры, замечательный петербургский ассириолог и заведующая Отделом Востока в Эрмитаже Наталья Викторовна Козлова, сейчас выставка вновь открыта для посетителей — так что вперед в Петербург, молодежь, и не только!). Не состоялось и другое важнейшее для древневосточников событие — был отменен ежегодный Всемирный конгресс ассириологов, который в этом году должен был пройти во Франкурте и Майнце. В этом событии планировали принять участие не только многие преподаватели кафедры, но, по давно сложившейся традиции, и многие студенты. К сожалению, не получилось. Но ничего — летом следующего года нас ждет Турин, великолепная столица итальянского Пьемонта с не менее великолепной, прямо‑таки провокативной темой “Eating and Drinking in the Ancient Near East”!
Наверное, все согласны, что онлайн‑преподавание не может заменить живой контакт между преподавателем и студентом, не говоря уже о межстуденческом общении. Тем более, что ассириологическая группа у нас исключительно разносторонняя в географическом отношении. Лишь немногие среди студентов‑ассириологов постоянно живут в Москве, большая часть из них приехала обучаться древневосточной премудрости из самых разных, подчас весьма далеких от столицы российских городов: Екатеринбурга и Магнитогорска, Кирова и Ижевска, Орла и Брянска, и многих других. Так или иначе, и студенты, и преподаватели ответили на критическую ситуацию не унынием и халтурой, а удвоением усилий. Разъехавшиеся по домам юные ассириологи как ни в чем не бывало рассказывали в Zoom или Skype, почему пала держава III династии Ура и кому принадлежала земля в касситской Вавилонии.
Руководитель программы «Ассириология»
Архипов Илья Сергеевич
Институт классического Востока и античности: Доцент
Визирова Екатерина Юльевна
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель
Исакова (Колоскова) Екатерина Михайловна
Институт классического Востока и античности: Тьютор
Маркина Екатерина Владимировна
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель
Нуруллин Рим Маратович
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель