• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ассириология — непростая наука: о трудностях и радостях первого знакомства

Ассириология — непростая наука. Преподаватели нашего направления знают это давно и крепко, с собственной, так сказать, студенческой скамьи. А вот студенты‑первокурсники... О трудностях и радостях первого знакомства с цивилизациями Древнего Востока расскажет этот материал.

Ассириология — непростая наука: о трудностях и радостях первого знакомства

Основа любой ассириологической программы — изучение клинописи и аккадского языка. Знали ли абитуриенты ИКВИА ВШЭ меньше года назад, что уже весной они за каких‑то два экзаменационных часа смогут понять и перевести незнакомый клинописный текст в пару десятков строк? А ведь этим навыком в мире владеет всего несколько сотен человек!

Знаменитому американскому ассириологу Игнатию Гельбу принадлежит крылатая фраза: «Одни ассириологи занимаются Таммузом, другие — луковицами». Таммуз (или Думузи) — супруг богини любви Иштар (Инаны), умирающий и воскресающий бог Древней Месопотамии. Великий ученый имел в виду, что специалисты‑древневосточники чаще всего интересуются либо «высокими» материями (такими как литература или религия), либо сюжетами более приземленными, связанными с повседневной жизнью и бытом древних обитателей Месопотамии (например, хранением и выдачей лука — а скорее, чеснока). Трудно сказать, в какой мере эта дихотомия справедлива для современной ассириологической науки, однако благодаря усилиям опытных преподавателей Р.М. Нуруллина и И.С. Архипова первокурсникам удалось побывать и в той, и в другой шкуре: в то время как подопечные Ильи Сергеевича трудились над анализом старовавилонских правовых документов, группа Рима Маратовича осваивала премудрость древнейших (в данном случае, опять‑таки старовавилонских) сказаний о легендарном царе‑полубоге Гильгамеше. Судя по недавно появившимся студенческим оценкам, и те и другие занятия прошли на славу: оба преподавателя лидируют в рейтингах с большим отрывом! Ну а какой выбор сделали слушатели — бог или чеснок — мы узнаем совсем скоро, всего лишь через какой‑нибудь десяток лет (по древневосточным меркам — совсем не срок).

Cовременная ассириология придает большое значение знакомству с реконструированными техниками клинописного письма — многие ведущие университеты мира предлагают всем желающим принять участие в особых лабораторных мастер‑классах, в ходе которых начинающие (и не только!) студенты (и не они одни!) получают возможность попробовать свои силы в нанесении клинописных знаков (и даже целых текстов!) на глиняные таблички примерно теми же способами, которыми это делали древние жители Месопотамии много тысячелетий назад. Благодаря энергии и мастерству кафедрального эксперта по клинописной палеографии Е.В. Маркиной студенты специализации получили такую возможность уже на первом году обучения. Фотографии, сопровождающие этот материал, лучше всяких слов передают эмоциональное напряжение, охватившее участников клинописной мастерской в кульминационный момент их работы.

Ассириологическая программа в ВШЭ устроена таким образом, чтобы студенты не отрывались чрезмерно от окружающего — современного, «живого» мира. Основными же проводниками в этот мир являются живые языки, которые студенты изучают наряду с древнеписьменными, прежде всего — арабский и немецкий.

Конечно, изучать арабский язык как второй восточный совсем непросто — были тут и слезы, и бессонные ночи, в общем, обычные трудности большинства первокурсников. Но экзамен в конце четвертого модуля показал, что всё было не напрасно: подавляющее большинство студентов‑ассириологов получили по этому предмету высшие баллы (есть и «десятки»!). И это всё благодаря молодому, но уже очень опытному и преданному своему делу тьютору‑арабисту Е.М. Колосковой (ее самоотверженные попытки говорить с ассириологами только по‑арабски стали настоящей легендой курса).

Огромным бонусом для наших студентов стало присутствие среди них стажера‑магистранта Лейденского университета Леи Раше (Lea Rasche). Леа родилась и выросла в Германии, получила степень бакалавра семитологии в Свободном Университете Берлина. Конечно, носитель немецкого языка — не такая уж большая редкость в нынешней Москве, однако далеко не с каждым из них можно обсудить тонкости арабской морфологии или трудное место в Законах Хаммурапи! На протяжении всего первого семестра у наших студентов была такая возможность, что не могло не сказаться на их отношении к немецкому — «главному семитскому языку» по легендарному выражению, приписываемому знаменитому ассириологу Бенно Ландсбергеру.

Впрочем, и основной кафедральный преподаватель немецкого языка, Е.Ю. Визирова, является квалифицированным специалистом‑ассириологом, чьи занятия уже с первых дней знакомят студентов не только с премудростями немецкой грамматики, но и с тем, как применить их в практических — учебных и научных — делах. Благодаря помощи Леи, а также огромному терпению и прилежанию студентов, в рамках одного из наших «немецких» проектов удалось реализовать давнюю мечту преподавателя — записать на аудио целую серию научных и научно‑популярных текстов на немецком языке (научную речь часто необходимо понимать и на слух, особенно тем, кто захочет повысить свою квалификацию под руководством кого‑то из немецких классиков нашей науки).

Пандемия коронавируса дорого обошлась ассириологической специализации. Роковое дыхание коронавирусной заразы мы ощутили уже 18 марта, в день, когда студентов и преподавателей кафедры ожидало замечательное, долгожданное событие — поездка в Санкт‑Петербург на важнейшее в России научное мероприятие в области древневосточной науки, «Дьяконовские чтения». Надо сказать, что в этом году «Чтения» должны были стать чем‑то особенным: одновременно с ними в Эрмитаже открылась потрясающая выставка ассирийского искусства из Британского Музея. После долгих сомнений организаторы были вынуждены отменить конференцию, а выставка закрылась на неопределенный срок (впрочем, как сообщает нам многолетний партнер кафедры, замечательный петербургский ассириолог и заведующая Отделом Востока в Эрмитаже Наталья Викторовна Козлова, сейчас выставка вновь открыта для посетителей — так что вперед в Петербург, молодежь, и не только!). Не состоялось и другое важнейшее для древневосточников событие — был отменен ежегодный Всемирный конгресс ассириологов, который в этом году должен был пройти во Франкурте и Майнце. В этом событии планировали принять участие не только многие преподаватели кафедры, но, по давно сложившейся традиции, и многие студенты. К сожалению, не получилось. Но ничего — летом следующего года нас ждет Турин, великолепная столица итальянского Пьемонта с не менее великолепной, прямо‑таки провокативной темой “Eating and Drinking in the Ancient Near East”!

Наверное, все согласны, что онлайн‑преподавание не может заменить живой контакт между преподавателем и студентом, не говоря уже о межстуденческом общении. Тем более, что ассириологическая группа у нас исключительно разносторонняя в географическом отношении. Лишь немногие среди студентов‑ассириологов постоянно живут в Москве, большая часть из них приехала обучаться древневосточной премудрости из самых разных, подчас весьма далеких от столицы российских городов: Екатеринбурга и Магнитогорска, Кирова и Ижевска, Орла и Брянска, и многих других. Так или иначе, и студенты, и преподаватели ответили на критическую ситуацию не унынием и халтурой, а удвоением усилий. Разъехавшиеся по домам юные ассириологи как ни в чем не бывало рассказывали в Zoom или Skype, почему пала держава III династии Ура и кому принадлежала земля в касситской Вавилонии.

Ассириология