Общество Kinema Club — 20 лет спустя
В Мичиганском университете встретились исследователи японского кинематографа со всего мира, чтобы вспомнить, как развивалась университетская дисциплина Japanese Film Studies, и обсудить дальнейшие перспективы. В дискуссии приняла участие доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова.
Научно‑исследовательское общество Kinema Club родилось в 1997 году, когда бывшие в то время аспирантами ведущие специалисты по японскому кино Арон Джероу и Маркус Норнес поняли, что изучать японский кинематограф нужно сообща. Сложно получать необходимые для исследования материалы, находясь за тысячу километров от Японии — необходима коллективная работа по поиску и обмену архивными материалами. Джероу и Норнес сплотили вокруг себя первое поколение западных специалистов по кино, активно использовавших японские архивные источники. Это позволило прийти к принципиально новым выводам о взаимодействии японского общества с кинематографом и другими визуальными медиасредствами.
Созданное начинающими учеными двадцать лет назад общество получило название Kinema Club как дань истории японского кинематографа — так назывался один из первых кинотеатров. Поначалу общество играло в первую очередь роль площадки, где исследователи делились необходимой информацией: где хранятся архивные материалы, как получить к ним доступ, к кому из японских коллег обращаться за помощью. Возвращаясь из поездки в Японию, каждый вез стопки ксерокопий не только для себя, но и для коллег. Совместные исследования участников Kinema Club легли в основу уникального справочного издания Research Guide to Japanese Film Studies (University of Michigan Press: Ann Arbor, 2009), в котором Джероу и Норнес делятся своим опытом работы в японских архивах.
Дискуссия затронула проблемы изучения японской анимации, телевизионной и интернет‑продукции, а также проблему наследия периода Японского колониализма — обсуждалось изучение кинокультуры Кореи, Тайваня, Манчьжурии, Филиппин и Индонезии в 1930–40 гг.
Доцент ИКВИА Анастасия Фёдорова приняла участие в дискуссии круглого стола “Possible Futures → [and Pedagogies]”, посвященного методам преподавания истории и теории японского кинематографа в университетской аудитории. Коллеги с интересом выслушали доклад А.А. Фёдоровой о том, как складывались традиции изучения японского кинематографа в Советском Союзе и как они эволюционируют сегодня. Особый интерес вызвали планы открытия в рамках магистратуры ИКВИА направления «Медиа‑культуры Востока», ориентированного на воспитание специалистов, понимающих не только особенности языкового и культурно‑исторического развития современных стран Азии, но и специфику их взаимодействия с мировыми тенденциями развития кинематографа, телевидения, других видов экранного искусства и цифровых медиа.
Институт классического Востока и античности: Доцент