«Яковы и яковиты»: публикация в.н.с. ИКВИА Николая Селезнева в шведском издании
Исследование интерпретаций происхождения названия «яковиты» у средневековых арабоязычных египетских авторов, ранее опубликованное Н.Н. Селезневым по-русски и по-английски, теперь представлено шведскому читателю как глава коллективной монографии «Яковиты: кто они? Становление нынешней сиро-православной церкви. Исторический контекст» (Jakobiter: Vilka är de? Uppkomsten av dagens syrisk-ortodoxa kyrka. En historisk bakgrund).
Принято считать, что своим названием конфессия «яковитов» обязана сирийцу Иакову Барадею (западносир. Burdʿōnō), церковному деятелю VI века, способствовавшему становлению (в основном в Сирии) церковной иерархии, альтернативной по отношению к признанной византийской властью. Такое представление о происхождении этого названия опирается на сирийские и греческие источники.
Изучение арабских источников, однако, показывает, что с (само)идентификацией «яковитов» дело обстоит сложнее.
В таком историческом контексте египетским христианским историком XIII века (коптской традиции, но родом из Сирии) ал-Макином ибн ал-ʿАмидом была выдвинута теория происхождения названия «яковиты», согласно которой это обозначение восходит к мирскому имени патриарха Диоскора. Эта теория вполне отвечала представлениям коптов об их роли в истории восточного христианства. Одно из трех наиболее влиятельных сообществ христианского Востока — «яковиты» — позиция которого заключалась в исповедании «единой природы» и неприятии Халкидонского собора, оказывалось связанным своим названием не с неким сирийским проповедником, Иаковом Барадеем, но с лидером антихалкидонской оппозиции — блистательным александрийским патриархом Диоскором. Эта теория, очевидно, родившаяся в среде коптов, нашла свое признание и долгое время была в ходу, о чем свидетельствуют тексты более поздних мусульманских и европейских авторов.
Институт классического Востока и античности: Ведущий научный сотрудник