• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Песни коута эпохи Эдо как литературный феномен – доклад профессора ШВ ВШЭ Александра Долина на Японистическом семинаре ИКВИА ВШЭ

Песни «веселых кварталов» коута (小唄) остаются наименее исследованным литературным жанром эпохи Эдо. Созданные преимущественно безвестными обитательницами домов терпимости при участии городской богемы, коута на протяжении нескольких веков оставались неиссякаемой сокровищницей фольклорного словесного искусства.

Песни коута эпохи Эдо как литературный феномен – доклад профессора ШВ ВШЭ Александра Долина на Японистическом семинаре ИКВИА ВШЭ

Высокий культурный уровень многочисленных авторов текстов обусловил тесную связь коута с классической поэзией и поэтикой, а также предопределили их роль в выработке определенных литературных приемов драматургии Кабуки и Дзёрури.

В то же время коута могут служить примером успешной адаптации и трансформации самых разнообразных жанров и форм фольклорной лирики – от плясовых песен с ритмичными припевами, лишенными семантической нагрузки, до длинных сюжетных баллад и описаний различных местностей в жанре поэтического путеводителя. Особого внимание заслуживает профессиональное редактирование сборников коута, отличающихся богатством состава и глубоко продуманной структурой книг. Работа составителей обнаруживает наличие в Японии эпохи Эдо оригинального течения фольклористики, отмеченного повышенным интересом к исторической поэтике. Сходные тенденции прослеживаются в европейской литературе эпохи романтизма.

Антологии коута, составленные литераторами XVII–XVIII вв., являются по сути единым в своем бесконечном разнообразии памятником словесности, в котором отражены мельчайшие детали быта горожан и даны точные зарисовки жизни гетер-дзёро. В отличие от слишком откровенной, порой доходящей до гротеска, эротической гравюры сюнга, лирика коута повествует о страданиях подлинной любви и оплакивает жестокую участь женщин, проданных в сексуальное рабство.

Музыкальные достоинства и поэтическое совершенство текстов коута снискали им огромную популярность не только в среде профессиональных гейш, но и в широких народных массах. Коута оказали влияние на становление в конце XIX в. романтической поэзии новых форм синтайси, а в XX в. – на развитие популярного жанра эстрадной песни энка.

По окончании доклада Дмитрий Калинин (сямисэн, вокал) и Татьяна Речная (сякухати) исполнили два произведения в стиле коута. Предлагаем аудиозапись их выступления.

 

 

Японистический семинар

ВАО: Японистика