Песни коута эпохи Эдо как литературный феномен – доклад профессора ШВ ВШЭ Александра Долина на Японистическом семинаре ИКВИА ВШЭ
Песни «веселых кварталов» коута (小唄) остаются наименее исследованным литературным жанром эпохи Эдо. Созданные преимущественно безвестными обитательницами домов терпимости при участии городской богемы, коута на протяжении нескольких веков оставались неиссякаемой сокровищницей фольклорного словесного искусства.
Высокий культурный уровень многочисленных авторов текстов обусловил тесную связь коута с классической поэзией и поэтикой, а также предопределили их роль в выработке определенных литературных приемов драматургии Кабуки и Дзёрури.
Антологии коута, составленные литераторами XVII–XVIII вв., являются по сути единым в своем бесконечном разнообразии памятником словесности, в котором отражены мельчайшие детали быта горожан и даны точные зарисовки жизни гетер-дзёро. В отличие от слишком откровенной, порой доходящей до гротеска, эротической гравюры сюнга, лирика коута повествует о страданиях подлинной любви и оплакивает жестокую участь женщин, проданных в сексуальное рабство.
Музыкальные достоинства и поэтическое совершенство текстов коута снискали им огромную популярность не только в среде профессиональных гейш, но и в широких народных массах. Коута оказали влияние на становление в конце XIX в. романтической поэзии новых форм синтайси, а в XX в. – на развитие популярного жанра эстрадной песни энка.
По окончании доклада Дмитрий Калинин (сямисэн, вокал) и Татьяна Речная (сякухати) исполнили два произведения в стиле коута. Предлагаем аудиозапись их выступления.
Школа востоковедения: Профессор
Мещеряков Александр Николаевич
Руководитель семинара
Оськина Анна Сергеевна
Секретарь семинара