Жизнь Эзопа: единственная мениппея? – лекция профессора ИКВИА Нины Брагинской в Университете Осло
Лекция “The Life of Aesop: The one and only Menippean Satire?” была прочитана проф. Н.В. Брагинской 19 марта на семинаре по классической филологии в Департаменте философии, классической филологии и истории искусств и идей (Department of Philosophy, Classics, History of Art and Ideas) Университета Осло.
Критические тезисы лекции сводились к следующему:
- Нет никаких оснований приписывать Мениппу создание вообще какого-либо жанра, тем более, ему – греку – создание сатиры – единственного оригинального жанра римской литературы.
- «Мениппова сатира» – название не жанра, но уникального сочинения Варрона.
- Не М.М. Бахтину, но Исааку Казобону принадлежит усмотрение традиции прозиметра в этически неоднозначной серьезно-смеховой литературе, прибегающей к высокому, часто философскому регистру в пародийных или иронических целях и связывание этого преемства с сочинением Варрона.
- Бахтин не назвал ни одного произведения, которое бы характеризовалось всеми 14-ю или большинством из признаков, перечисленных в Поэтике, или 18-ю из подготовительных материалов к Поэтике (CC 6, 127–134 и 333–334 и сл.), и ни одного признака, присущего всем упомянутым им мениппеям, но при этом распространил «традицию мениппеи» до Рабле, Сервантеса и Достоевского, а его последователи распространили это понятие на широчайший круг явлений, включая «Войну и мир» и «Мойдодыра».
Позитивные тезисы лекции сводились к следующему:
- То, что Бахтин считал жанром мениппеи, или менипповой сатиры, зародившимся в античности и прожившим долгую жизнь вплоть до современности, не является литературным жанром, по крайней мере, в терминах дефинитивной поэтики.
- Однако идея мениппеи предложила мировому гуманитарному научному сообществу последних десятилетий инструмент со свойствами «джокера», в котором оно нуждалось. Мениппеи нет, как реальности, но элементы этого не воплощенного в своей полноте жанра ученый обнаруживает в реальности благодаря идее мениппеи в своем сознании (universalia ante rem). Такой способ рассуждения получил статус законного в рамках когнитивных исследований, и именуется «прототипическим» способом определения так называемого «семейного родства» (напр., М. Синдинг: The mind’s kinds). Таким образом, Бахтин предвосхитил тенденцию толковать жанр как открытую систему, и относить традиционные определения жанра к устаревшей нормативной поэтике. Но его собственный инструментарий традиционной исторической поэтики не был приспособлен для подобного дискурса, и потому противоречивость его «истории мениппеи» вызвала резкую критику М.Л. Гаспарова как сторонника традиционной исторической поэтики. Гаспаров категорически отрицал существование мениппеи, как в античности, так и вообще в истории литературы и называл этот жанр несуществующим.
- То, что Бахтин назвал мениппеей, это реальный феномен духовной жизни, чрезвычайно близко знакомый ему самому и его окружению. Это идейный, социальный и мировоззренческий кризис, предательство самой жизни, надругательство над святынями, полнейшая безысходность и неразрешимость экзистенциальной ситуации и как итог самоотрицание и самоподрыв. Такой кризис имеет в литературах разных жанров, эпох и культур разнородные и разномасштабные, когда тематические, когда структурные, когда стилистические проявления. За исключением отдельных локальных связей взаимного влияния, не следует искать здесь преемства, литературной традиции. Перспектива исторической поэтики, линии развития и преемства для изучения этого феномена ложна. Тем не менее, перечисленные Бахтиным характеристики, могут встречаться «пучками» и наиболее полно представлены в «Жизнеописании Эзопа» (версия G).
Историко-научный парадокс состоит в том, что М.М. Бахтин о существовании этого памятника не знал, а М.Л. Гаспаров, автор перевода «Жизнеописания Эзопа» и статьи ему посвященной, отрицал существование мениппеи, как в античности, так и вообще в истории литературы.
— Сообщение о лекции на сайте Департамента философии, классической филологии и истории искусств и идей Университета Осло
Нина Брагинская: Автор «Жизни Эзопа» как оппонент Плутарха
Институт классического Востока и античности: Профессор