Корейские географические карты XVII–XVIII вв.: от пространства вымышленного к реальному – доклад ст. преп. ИКВИА Наталии Чесноковой
Доклад был представлен 25 марта 2019 г. на III Межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Философская и эстетическая мысль стран Востока: основные концепции и проблемы интерпретации», прошедшей в Российском государственном гуманитарном университете.
Выступление Н.А. Чесноковой было посвящено изучению корейских географических карт и связи между визуальным представлением о средневековой Корее и изменениями в самосознании корейцев. Географические карты, использующие язык образов, – один из способов представления «себя» и отделения «чужого», и поэтому именно через обращение к ним можно попытаться воссоздать существовавшую в XVII–XVIII вв. модель мира, как его видели корейские интеллектуалы.
Во второй половине XVIII в. возникает идея о «Пэктусанском большом стволе» Пэкту тэган – единой горной системе, связывающей все гряды и отроги полуострова. На чхонхадо она не представлена, но параллельно с распространением чхонхадо начинают появляться настоящие географические карты, тщательно запечатлевающие каждую «ветвь» Пэкту тэган, простирающуюся вплоть до отдаленных уездов и волостей. Одновременно с этим в XVII–XVIII вв. происходит «бум» историко-географической литературы, приобретшей невиданную прежде популярность. Это и научные труды, и травелоги, и поэтические сборники.
Исследование было призвано ответить на следующие вопросы: как развивалось картография в Корее в XVII–XVIII вв.? В чем визуальные особенности основных карт периода? Как согласовывались внешняя и внутренняя политика Кореи и картографирование пространства?
Среди источников, на которые опиралось исследование: географические карты XVII–XVIII вв., хранящиеся в архивах Республики Корея; историко-географические описания XVII–XVIII вв.; корейские королевские летописи.
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель