Доклад Нины Брагинской «Охрипшее горло Ливия Андроника и архаический театр»
22 сентября главный научный сотрудник ИКВИА приняла участие в международной конференции «Исторический нарратив: прошлое, настоящее, будущее» (к 2500-летию со дня рождения Геродота Галикарнасского и 2000-летию со дня смерти Тита Ливия), проходившей в НИУ ВШЭ 21‑22 сентября 2018 г.
Доклад, представленный на секции «Рождение Клио: античное историописание и вопросы историографии античности», был посвящен интерпретации знаменитого отступления о происхождении сценических игр в Риме: Тит Ливий, История Рима VII, 2.4–13. Понимание рассказа Ливия вызывает большие трудности. Автор современного подробного комментария С.П. Окли утверждает, что в его втором томе, охватывающем с VI по X книги, нет пассажа, о котором было бы написано столько, сколько об этом отступлении, и перечисляет четыре десятка книг и статей (Oackly 1998, Vol. II, 40–71).
Как сам комментарий, так и научная литература посвящены источникам рассказа Ливия, сопоставлению его с другими историями происхождения сценических игр. Историки затрудняются в понимании и того, что собственно описывается, сомневаются в достоверности свидетельств и дружно признают этиологическим вымыслом то, как подано происхождение раздельного исполнения кантика и сопровождающего его действия: «говорят, будто он (Ливий Андроник), как все в те времена, исполняя сам свои песни, охрип, когда вызовов было больше обычного, и испросил позволения рядом с флейтщиком поставить за себя певцом молодого раба, а сам разыграл свою песню, двигаясь много живей и выразительней прежнего, так как уже не надо было думать о голосе. С тех пор и пошло у гистрионов “пение под руку”, собственным же голосом вели теперь только диалоги» (VII, 2. 8–10). Заодно вымыслом признается и самый факт такого разделения слова и действия. В нем видят иногда проекцию на III век обстоятельств распространения пантомимы в августовском Риме. К нерешенным проблемам относится и «сатура», от которой первый римский драматург Ливий Андроник перешел к «фабулам» (пьесам) со связным сюжетом. Непонятно соотношение «драматической сатуры» и сатуры-сатиры Пакувия, Луцилия и более поздних авторов. Наконец, присутствие в театральных представлениях римлян и этрусского влияния и осского фарса и (по Горацию) Фесценнин вызывают подозрение в смешении разных источников о происхождении игр, а не слиянии в них разных традиций.
В докладе было показано, что эти и другие запутанные вопросы, связанные с рассказом Тита Ливия о начале римского театра, проясняются в сравнительной перспективе, при сопоставлении с ныне существующими или описанными в прошлом архаическими формами восточного театра Индии, Малайзии, Японии, и ритуалов самых разных народов. Для классической филологии и древней истории, для знаменитой Altertumswissenschaft, которая предлагает гуманитарным наукам образцовую точность и критичность, сосредоточение только на античном материале может закрыть дорогу к пониманию явлений, имеющим параллели в далеких и не контактировавших культурах, в данном случае разделения функций «слова» и действия/зрелища.
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник