Доклад Веры Мостовой: «Поэтика книжного героического эпоса: сравнения в “Аргонавтике” Аполлония Родосского»
22 октября 2018 г. доцент ИКВИА ВШЭ выступила на международной конференции «X Мелетинские чтения» – «Столетию Елеазара Моисеевича Мелетинского посвящается», которую проводит ИВГИ РГГУ.
Развернутые сравнения являются одной из примет гомеровского эпоса, их тематика разнообразна: героический мир сравнивается то с богами, то с животными и природными стихиями, то с повседневным бытом пахарей, прях и ремесленников.
Среди сравнений у Гомера можно найти и те, что свидетельствуют о глубокой архаичности приема осознания действительности, так и свидетельствующие о художественной рефлексии. У Гомера сравнения встречаются в 5 раз чаще в героической «Илиаде», чем в приключенческой «Одиссее» (248 сравнений против 43), и являются приметой речи повествователя. Персонажи прибегают к сравнениям либо как к эмоционально насыщенному риторическому приему, либо (в «Одиссее»), когда сами выступают в роли рассказчика. Аполоний трансформируя многие элементы гомеровской поэтики не только не сокращает сравнений, но наоборот, несмотря на приключенческий характер поэмы, она насыщенна сравнениями (110 сравнений), и особенно много их в батальных сценах.
Образы многих сравнений заимствованы Аполлонием у Гомера, но есть несколько отличий в использовании гомеровских сравнений: 1. Изменяется признак сравнения; 2. изменяется лексика сравнения, 3. изменяется предмет сравнения. Несколько сравнений, у Гомера оттеняющих военную жизнь, характеризуют у Аполлония любовные отношения. Впрочем, и в этом он следует своему образцу, где уже встречаются примеры подобного рода.
Сохранение сравнений как жанровой константы при переходе к книжному эпосу можно объяснить их ролью в повествовании: они вносят ноту субъективности в повествование, не нарушая дистанции между рассказчиком и рассказом. У Аполлония субъективизм возрастает: некоторые сравнения вводятся уже не вводными «как, подобно», а выражениями «ты бы сказал», «можно было бы уподобить», которые нарушают дистанцию между повествованием и аудиторией (или читателями) «Аргонавтики».
Мостовая Вера Геннадиевна
Институт классического Востока и античности: Доцент