• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Cовершить паломничество, не выходя из дома: Надежда Трубникова о серии гравюр середины XIX в. – путеводителе по маршруту паломничества из края Кии в Нара.

18 сентября 2018 г. д.ф.н., зам. главного редактора журнала «Вопросы философии», ст.н.с. ШАГИ РАНХиГС, проф. ИСАА МГУ Надежда Трубникова на японистическом семинаре, проходящем под руководством Александра Мещерякова, выступила с докладом «“Записки о чудесах бодхисаттвы Каннон: паломничество по западным землям” 観音霊験記西国巡礼, “Каннон рэйгэнки Сайкоку дзюнрэй”».

Cовершить паломничество, не выходя из дома: Надежда Трубникова о серии гравюр середины XIX в. – путеводителе по маршруту паломничества из края Кии в Нара.

Доклад был посвящен серии гравюр 1858–1859 гг. «Записки о чудесах бодхисаттвы Каннон: паломничество по западным землям». Её авторы – Утагава Кунисада I, он же Тоёкуни III (1786–1864) и Утагава Хиросигэ II, он же Сигэнобу (1826–1869). Текст для гравюр восходит к путеводителям по известному маршруту паломничества: из края Кии в Нара, затем в Киото и далее к берегам озера Бива, по тридцати трём храмам, где почитается бодхисаттва Каннон (в 2018 г. отмечается 1300 лет этого маршрута).

Каждая из гравюр делится на две части: пейзаж с храмом и сцена одного из чудес, которыми славен этот храм; текст включает в себя паломничью песню гоэйка и рассказ о чуде. Стиль рассказов близок к поучительным историям сэцува и запискам о чудесах рэйгэнки; старинные предания, восходящие ещё к VIII в., чередуются со случаями из сравнительно недавнего прошлого. Иллюстрации придают героям, и знатным, и простым, эффектный «сценический» вид, и костюмы, и позы отсылают к театральной гравюре. На разных листах из этой серии собственно чудо показано различными способами, часто – за счёт композиционного соединения пейзажной и «сюжетной» частей, текста песни и рассказа.

Тексты рассказов примечательны тем, что в них представлен полный набор чудес Каннон, перечисленных в «Лотосовой сутре», лежащей в основе почитания этого бодхисаттвы; в других японских источниках, относящихся к почитанию Каннон, как правило, нет такого многообразия чудес. Вера в Каннон принимает в этих историях разные обличья: иногда речь идёт о несомненно сверхъестественных явлениях, в других – помощь бодхисаттвы служит для объяснения вполне обыденной череды событий. Кто-то спасается с острова демонов на летучем коне, кто-то находит собственный череп (не внутри головы, а отдельно), кто-то невредимым падает с чердака, а кто-то избегает козней отравителей (ибо яд у него украли) – и всё это равно чудесно. Среди героев рассказов – царевич Сётоку, государь Госиракава, сановник Фудзивара-но Фухито, поэтесса Идзуми Сикибу, поэт Басё, царица древней страны Пэкче, животные, чудовища, знаменитые монахи, суровые воины, простые крестьяне и рыбаки. Серия гравюр позволяет совершить своего рода виртуальное паломничество по храмам, «завязать связь» с бодхисаттвой Каннон.
        
 
Японистический семинар