Творение мира в традиции сирийского христианства: лекция Юлии Фурман
30 марта в Библиотеке иностранной литературы ст. преп. ИКВИА ВШЭ прочла лекцию, посвященную библейскому повествованию о творении мира и человека и традиции понимания этого текста в восточносирийском христианстве.
В конце VII в. восточносирийский монах Йоханнан бар Пенкайе по просьбе настоятеля монастыря мар Йоханнана Камульского принимается писать сочинение, которое бы объяснило смысл происходивших тогда тревожных событий. К 687 г. он заканчивает писать свое сочинение, принявшее форму всемирной истории. В первой книге «Истории» Бар Пенкайе описывает творение мира, комментируя Быт 1–3. Анализу этой книги и была посвящена лекция «Творение мира в традиции восточносирийского христианства».
Рассказ о творении мира Бар Пенкайе начинает с перечисления природ, которые были сотворены в первый день. Йоханнан перечисляет восемь таких природ: «Первые природы, которые сотворил Бог, <…> — небо и ангелы, земля и огонь, вода и воздух, тьма и свет».
Этот список «первых природ», т.е. творений, сотворенных в первых день ex nihilo, в восточносирийской литературе первым сформулировал Нарсай. В дальнейшем он встречается практически в неизменном виде во всех восточносирийских работах, так или иначе затрагивающих тему творения.
Земля и небо, упоминающиеся в Быт 1:1, понимались как два предела, внутри которых на момент творения были заключены другие природы. В частности, четыре элемента, или стихии — земля, вода, огонь и воздух — мыслились основным «строительным материалом» видимого мира.
Учение о четырех стихиях Платона и Аристотеля оказало влияние на христианских авторов. Через греческих богословов это представление проникло и в сирийскую литературу. Ангелы и тьма были включены в этот список благодаря исключительному влиянию Феодора Мопсуестийского, чьи толкования Священного Писания занимали важное место в системе духовного образования восточных сирийцев.
Бар Пенкайе разделяет творение мира на два последующих друг за другом этапа: собственно творение и украшение и/или формирование, т.е. придание структуры. Целью двухчастного акта создания мира, согласно восточносирийской традиции, является обучение ангелов, которые были созданы в первый день, но еще не знали ни того, кто создал их, ни того, кто создал окружающий мир. Наблюдая за формированием первых природ, ангелы узнавали, что также некогда были созданы тем же лицом, которое на их глазах завершает творение.
Творение мира было подчинено строгой иерархии, согласно которой наиболее совершенное и одновременно нуждающееся создание, человек, было сотворено в самую последнюю очередь. В этой цепочке восточносирийская традиция отводила ангелам особую роль – служить человеку и управлять видимым миром. В частности, ангелы были ответственны за движение небесных тел, смену времен года и суток и метеорологические явления.
Одним из важнейших догматических вопросов восточносирийского христианства был вопрос о природе человека: сотворил ли Бог Адама смертным изначально или сделал его смертным в наказание за нарушение заповеди?
Восточносирийская традиция утверждает, что человек был сотворен смертным с самого начала. Эта мысль лежит в основе важного представления о человеческой истории и Божественном провидении, которое подразумевает изначально несовершенное состояние человеческой природы. Согласно этому представлению, человек сможет оценить блага будущего мира только через сравнение их с первым состоянием. Другими словами, смертность и опыт жизни в этом мире необходимы для того, чтобы люди смогли по достоинству оценить жизнь грядущего мира. Таким образом, грехопадение в восточносирийском христианстве не означало какого-то качественного изменения состояния, а скорее являлось первым шагом на пути к взрослению.
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель