• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Мухаммад-Саид Саидов (1902-1985): между исламской традицией и советской академической наукой" – доклад Ш.Ш. Шихалиева в рамках Кросскультурного семинара

Очередная дискуссия Кросскультурного семинара была посвящена докладу Ш.Ш. Шихалиева "Мухаммад-Саид Саидов (1902-1985): между исламской традицией и советской академической наукой", который состоялся 15 апреля 2024.

"Мухаммад-Саид Саидов (1902-1985): между исламской традицией и советской академической наукой" – доклад Ш.Ш. Шихалиева в рамках Кросскультурного семинара

В 1924 году по инициативе Народного Комиссара просвещения Дагестана А.А. Тахо-Годи (1892-1937) в Махачкале был учрежден Институт национальных культур, который впоследствии преобразовался в Институт истории, языка и литературы (ныне – Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН). Ввиду отсутствия в ранний советский период в Дагестане профессиональных историков и филологов, в институт в качестве научных сотрудников были приглашены мусульманские ученые, которые активно включились в процесс сбора, изучения и каталогизации исламских рукописей.

Среди них был М.-С. Саидов, в то время обладавший только образованием, полученным в различных медресе Дагестана. Лишь позже, в 1941 году, он защитил в Москве диссертацию по филологии. После защиты диссертации, он вернулся в Дагестан, где и работал в Институте истории, языка и литературы в Махачкале вплоть до своей смерти в 1985 г. Материалы богатого личного архива М.-С. Саидова показывают, что на протяжении более полувека он обращался равно к исламской традиции и академической науке, которые взаимно дополняли друг друга в его творчестве.  Среди своих коллег-востоковедов М.-С. Саидов воспринимался как основатель местной школы востоковедения, человек, сумевший посеять семена классической европейской филологии на дагестанской земле, изучавший «письменное наследие Востока». Одновременно, в религиозных кругах М.-С. Саидова оценивали как высококвалифицированного богослова, который легко ориентировался в специфических вопросах исламского права, догматики, суфизма.

Рассматривая фигуру М.-С. Саидова как комплексную личность через призму нескольких взаимосвязанных исследовательских полей: моделей идеального человека, представлений об определенном типе научной персоны, и его личного взаимодействия с идеями, текстами, практиками, –– я планирую обсудить следующие исследовательские вопросы:

– Очевидно, что мусульманская ученость не исчезла в Дагестане в советский период, но каковы были доступные исламские модели для представления идеального типа мусульманина и как М.-С. Саидов взаимодействовал с ними?

– Чем объяснить тот факт, что, успешно встроившись в советскую академическую систему, Саидов на протяжении всей своей жизни продолжал заниматься сугубо богословскими дискуссиями? Как он объяснял такое сочетание этих двух типов амплуа и как можно это концептуализировать?

– На каких языках М.-С. Саидов выражал свое эмоциональное и интеллектуальное состояние, и каково было взаимоотношение между этими языками в восприятии им самого себя? Связаны ли были разные способы самоописания с конкретным языком, или же можно говорить о смешении языков, шаблонов и жанров, которые Саидов использовал для описания самого себя в разных случаях?


Кросскультурный семинар

Все новости ИКВИА