«О становлении библейской ангелологии: ангел Рафаил и мир мертвых» – доклад М.Г. Селезнева на семинаре по истории понятий, проводим Лабораторией исторической и культурной антропологии совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова (видео)
23 октября в 19:00 профессор ИКВИА Михаил Георгиевич Селезнев, руководитель ОП «Библеистика и история древнего Израиля», выступил на семинаре по истории понятий, проводим Лабораторией исторической и культурной антропологии совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова, с докладом «О становлении библейской ангелологии: ангел Рафаил и мир мертвых»
Двумя самыми ранними текстами, в которых фигурирует ангел Рафаил, являются 1-я книга Еноха и книга Товита. В обеих книгах образ и имя ангела связаны с двумя различными наборами ассоциаций. Один набор бросается в глаза для любого знающего еврейский язык — он возникает из-за фонетического сходства между именем Рафаил и глаголом rāfā' «исцелять» и подразумевает традиционную этимологию имени Рафаил: «Бог исцеляет». Другая, менее изученная, связывает Рафаила с царством мертвых и заставляет вспомнить слово, используемое в еврейской Библии и соседних культурах для обозначения духов мертвых (rĕfā'îm). В книге Товита Рафаил отплачивает добром за услуги, оказанные мертвым (и даже, как отмечают фольклористы, при сравнении сюжета книги с фольклорными параллелями, выступает как своего рода замена «благодарного мертвеца»). В книге Еноха этому соответствует связь ангела Рафаила с миром мертвых в 1Ен. 20-22, где Рафаил выступает как гид Еноха по миру мертвых (и даже, как пишет один исследователь, как «князь Ада»). В последующей еврейской традиции (не говоря уже про еще более позднюю христианскую) эти ассоциации были полностью (сознательно?) забыты, а ассоциации, связанные с глаголом rāfā' «исцелять», — напротив, легли в основу ряда легенд. Однако трудно сказать, какой набор ассоциаций сыграл более важную роль, при кристаллизации ранней иудейской ангелологии, в создании образа этого ангела и присвоении ему имени «Рафаил».