"Японская музыкальная филателия: от Ондзё Босацу до Щелкунчика" – доклад Натальи Клобуковой в рамках Японистического семинара
9 апреля во вторник в 17.30 в рамках Японистического семинара ИКВИА ВШЭ состоялся доклад Натальи Клобуковой (кандидат культуроведения НИУ ВШЭ) на тему "Японская музыкальная филателия: от Ондзё Босацу до Щелкунчика".
Первые японские почтовые марки появились в апреле 1871 года. Это была серия из четырёх марок, номиналы которых – 48, 100, 200 и 500 мон – соответствовали различным почтовых тарифам. Замысловатый рисунок в двух цветах состоял из пары драконов, обращённых мордами к центру, где чёрным цветом были напечатаны иероглифы, обозначающие номинал. Все надписи на марках были даны на японском языке; подобная практика сохранялась до 1966 г. В Японии первую серию марок принято называть «марками с драконами» (竜切手рю:киттэ).
В дальнейшем на японских почтовых марках, так называемых стандартах (普通切手 фуцу: киттэ), изображались цветы хризантемы и вишни, птицы (гусь, трясогузка и ястреб), а также средства транспорта и персоналии. Первый коммеморатив (記念切手 кинэнкиттэ, памятная марка) был выпущен в 1894 г. и посвящался 25-летию свадьбы императора Мэйдзи и императрицы Сёкэн. Первый почтовый блок (小型シート, когата си:то, малый лист) с изображениями самолетов увидел свет в 1934 г.
Музыкальная тематика отсутствовала на японских почтовых марках вплоть до 1966 года, когда была выпущена марка с изображением бодхисатвы Ондзё, играющего на поперечной флейте. Изображение было скопировано с рельефа на бронзовом фонаре храма Тодайдзи (г.Нара). В дальнейшем музыкальные инструменты и изображения нот на марках стали появляться регулярно: можно выделить 9 серий, состоявших из пары марок и посвященных японской композиторской песне (1979-1981), юбилейные марки и коммеморативы в честь Окуни, Мияги Митио, Кога Масао, Сэйдзи Одзава и других актеров и музыкантов. Наконец, в 2018 г. в форматеフレーム切手セット (обрамленный набор марок) вышла серия «Музыкальные инструменты» №1 (楽器セリーズ第一集), посвященная инструментам симфонического оркестра, аккомпанирующим балету П.И.Чайковского «Щелкунчик».