«Levels of Identity in Classical Thebes: An Interdisciplinary Approach to Ethnic, Personal and “Stolen” Identities» – доклад А.Ю. Можайского и В.К. Пичугиной в рамках международной 15-ой Кельтской конференции классических исследований
10 июля в рамках международной 15-ой Кельтской конференции классических исследований, Кардиффский университет (15th Celtic Conference in Classics, Cardiff University), доцент Института классического Востока и античности Андрей Можайский выступил с совместным с профессором Института образования Викторией Пичугиной докладом «Levels of Identity in Classical Thebes: An Interdisciplinary Approach to Ethnic, Personal and “Stolen” Identities».
В докладе было отмечено, что междисциплинарный подход к изучению уровней идентичности в Фивах предполагает исследование, основанное на изучении источников разного характера: литературных текстов, эпиграфики, археологических и топографических данных. Выделив три типа идентичности (этническая, личная и «украденная» идентичности) было предложено проследить формирование и использование этих типов идентичности в культурном и политическом пространствах на местном-фиванском, беотийском и межрегиональном уровнях.
Первое кейс-стади было посвящено свидетельствам формирования этнической идентичности фиванцев, отраженным в топонимике Фив, а также в материальной культуре через артефакты в фиванских святилищах (Аполлона Исмения, Геракла и Амфиарая). Особое внимание было уделено треножникам с надписями и дарам, которые, по представлениям фиванцев классического времени, лидийский царь Крез послал Амфиараю, и которые во времена Геродота хранились в святилище Аполлона Исмения. Большое значение имела интерпретация недавно опубликованного эпиграфического документа из Фив.
Второе кейс-стади предполагало изучение личной идентичности фиванской аристократии, которая определялась генеалогической составляющей, связывающей ее с мифо-историей Беотии в целом и Фив в частности. Примеры исследования личной идентичности таких фиванских лидеров как представителей рода Евримаха, а также Эпаминонда и Пелопида показывают систему поведения, характерную для их мифо-исторических предков и зафиксированную в литературных источниках.
Третье кейс-стади «украденной» идентичности позволило проследить примеры, когда изначально фиванская идентичность распространялась в другие части Беотии, а также в пограничные области между Беотией и Аттикой. Было продемонстрировано как Фивы и Танагра в политических целях использовали миф об Амфиарае и его поглощении землей во время мифического нападения на Фивы, а затем как эта история была использована афинянами в Оропе. Еще одним примером «кражи» фиванской идентичности в целях своего политического господства и культурно-религиозного влияния является перенесение места финальной части жизни мифического фиванского царя Эдипа в аттический Колон. Таким образом, украденная идентичность была продемонстрирована с помощью свидетельств аттических трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.