«"Многоликий" Хасан-Гата Габаши: мусульманская субъективность между двумя империями, российской и советской» – доклад Д.З. Мардановой в рамках "Кросскультурного семинара"
На очередном заседании «Кросскультурного семинара» 26 февраля Д.З. Марданова представила доклад «"Многоликий" Хасан-Гата Габаши: мусульманская субъективность между двумя империями, российской и советской»
Марданова Д.З. «Многоликий» Хасан-Гата Габаши: мусульманская субъективность между двумя империями, российской и советской.
Вторая половина XIX - первая треть XX веков стали для мусульман России знаковым временем, когда они столкнулись сразу с несколькими вызовами, требующими ответа и реакции: модернизация традиционного общества; вызов Российской империи с характерным для нее доминированием православной церкви, и позднее – атеистического советского государства. Происходящие изменения, с одной стороны, осмыслялись мусульманами на основе собственной религиозной традиции, а, с другой – заставляли их меняться и адаптироваться к новым условиям и, в частности, переосмыслять саму эту традицию. Все это оказывало влияние на их субъективность, приводило к ее постоянной трансформации. Ислам и мусульманские общества многообразны, существует множество форм интерпретаций знаний о прошлом, осмыслений настоящего и происходящих вокруг событий, когда задействуются те или иные отсылки и аллюзии к исламу и другим дискурсивным системам в конструировании настоящего – все это трансформирует субъективность мусульманина определенной эпохи, формирует образ мира и пути поисков своего места в нем.
В докладе, обращаясь к личности Хасан-Гата Габаши, я предлагаю посмотреть, как менялся образ автора и расставляемые им акценты в условиях меняющейся реальности. Источниками исследования служат сочинения самого Габаши, среди которых как его научные сочинения, так и эго-документы в виде двух автобиографий. Фигура Габаши интересна, прежде всего тем, что за долгую и насыщенную жизнь, ее автор прошел путь глубоких внутренних трансформаций – от шакирда старометодного медресе до активного сторонника новометодного образования, чьим продвижением он занимался в Казани, Уфе, в селе Малый Сулабаш; кадия в ОМДС и национального историка, защитника музыки и искусств, члена содружества пчеловодов, участника Всероссийских съездов мусульманского духовенства и сторожа собственного раскулаченного имущества. Интересно проследить процесс такой трансформации, что выдвигалось автором на первый план, демонстрировалось, а что пряталось и замалчивалось в тот или иной период жизни? Как менялся сам его язык самописания и способы говорить о себе? Какие новые образы окружающей действительности проникали в его нарратив и как они накладывались на привычные для автора категории? Какие ценности транслировал Габаши в поисках собственного места в обществе? Что служило источником для этой трансформации? Эти и другие вопросы я предлагаю обсудить в рамках своего доклада.