• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доцент ИКВИА Андрей Можайский опубликовал главу в коллективной монографии, посвященной античному театру и пайдейе

Доцент ИКВИА Андрей Можайский опубликовал главу в коллективной монографии, посвященной античному театру и пайдейе

В коллективной монографии (Paideia on Stage. P. Mitsis, V. Pichugina, H.L. Reid (eds.). Parnassos Press — Fonte Aretusa, 2023), посвященной античному театру и пайдейе, вышла глава к.и.н., доцента ИКВИА Андрея Можайского «Thebes in Fifth-century BCE Tragedies: Politics and Paideia».

Начиная с Эсхила, аттические трагедии V в. до н.э. были частью пайдейи. Драматурги использовали язык образования не только относительно вопросов научения и обучения, но и в качестве инструмента политической критики. Аттические трагедии по-разному аккумулировали конкретные мифоисторические модели, которые сформировались задолго до создания самих трагедий. Выбор мифоисторических моделей во многом был ограничен спектром историй, где особую роль играли те, которые были связаны с царскими родами Микен и Фив. В главе на примере Фив показывается, что причины этого имели не только сугубо драматический характер, но испытывали влияние местной мифоистории конкретного города, уходящей корнями в микенское прошлое, которое через геометрическое и архаическое время трансформировалось в местную фиванскую традицию. Мифоисторический топос был неразрывно связан с местной фиванской пайдейей. На примере сведений из трагедий Эсхила «Семеро против Фив» и Еврипида «Финикиянки», а также другой литературной традиции исследуется вопрос о том, когда политика в Беотии стала влиять на мифоисторию? Точнее о том, когда мифоисторический сюжет стал использоваться в политических целях? Грань между этими вопросами очень тонкая, поскольку как миф мог влиять на политику, так и политика могла моделировать миф под себя. В финальной части главы на примере трагедии Еврипида «Геракл» исследуется то, как политическая ситуация в период Пелопоннесской войны влияла на выбор сюжета трагедии и ее педагогическое измерение.

Глава доступна в свободном доступе на Jstor.

Все новости ИКВИА