"Между возгласом и гимном: масштабирование сакральной коммуникации в Древнем Египте" – доклад Е.В. Александровой на XV Мелетинских чтениях
20 — 21 октября 2023 года Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ совместно с Институтом высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ провел "XV Мелетинские чтения: Культура как коммуникация". Во второй день конференции академический руководитель ОП «Египтология», старший научный сотрудник, доцент Института классического Востока и античности Е.В. Александрова приняла участие в чтениях с сообщением «Между возгласом и гимном: масштабирование сакральной коммуникации в Древнем Египте»
Насколько можно судить, возглас, определенный жест руками и простирание – минимальная форма приветствия и умилостивления божества в Египте. Она упоминается уже в «Текстах Пирамид», но и в последующие эпохи получает своеобразное развитие в образе таинственного языка павианов, приветствующих рождение солнечного бога своими криками и плясками. Краткие цитаты текстов (опять же, в «Текстах Пирамид»), предположительно, произносившихся перед божеством, лишь провозглашают красоту и благость бога, в сущности, приводя его в необходимое настроение для осуществления сакральной коммуникации. «Созерцание красоты бога» простолюдинами становится возможным с распространением религиозных процессий, которые создают контекст для проявления личного благочестия в текстах, свидетельствующих перед всем миром о благом вмешательстве бога в частную жизнь простого смертного. Феномен личного благочестия явился закономерным итогом развития как гимнической традиции, исследовавшей многообразие проявлений божественной воли в мире, так и религиозных потрясений эпохи Амарны. Однако зерно подобных текстов, отражающих связь повседневной жизни человека с божеством и стремлением умилостивить его своим поведением, можно найти уже в гробничных автобиографиях эпохи Древнего Царства. В этом сообщении мы намерены сопоставить свидетельства о почитании божества с целью разделить синхронные (варьирование объема, характерное для текстуализации мифологических мотивов) и диахронные (развитие теологической мысли) процессы разворачивания и усложнения текстов, характеризующих сакральную коммуникацию.