"«Цветы Эдо»: театр Кабуки и его актеры!" – цикл лекций Варвары Хомченковой
В книжном магазине "Желтый двор" прошёл цикл лекций преподавателя ИКВИА Варвары Хомченковой "«Цветы Эдо»: театр Кабуки и его актеры!"
Как и когда появилось театральное искусство Кабуки? В чем городской театр противостоял военному правительству? Какие темы больше всего волновали японских горожан эпохи Эдо? Что происходит на сцене театра Кабуки и за его кулисами?
Две лекции Варвары Хомченковой поведали нам историю японского театрального искусства Кабуки от эпохи Эдо до нашего времени, а также подробно рассказали о театральном действе: декорациях, костюмах, техниках движения, тонкостях гримировки и многом другом.
16 октября: Как распускались «Цветы Эдо»: история театра Кабуки
Согласно легенде, своим появлением один из самых ярких видов театрального искусства обязан жрице Великого храма Идзумо — Окуни. Однажды, она пришла к руслу высохшей реки в Киото и начала танцевать. То был ритуальный танец «Нэмбуцу-одори», который очень скоро привлёк внимание восторженных зрителей. За ними потянулись желающие не только посмотреть, но и освоить удивительное ремесло, стали формироваться труппы - сначала женские, а позже исключительно мужские - и уже скоро Кабуки обрёл статус любимого народного зрелища.
На лекции мы проследили историю возникновения японского театрального искусства Кабуки, посмотрели на основные этапы его развития, начиная с эпохи Эдо, узнали, как городской театр дуэлировал с военным правительством, и насколько это повлияло на то, как он выглядит сейчас, а также разобрали, какие сходства и различия существуют между видами европейского театрального искусства и японского.
17 октября: Театр Кабуки на сцене и за кулисами: костюмы, техника, актерская игра
Как церемониальный Но и комический Кёгэн театр Кабуки — живая, развивающаяся традиция. Сохранив форму, он наполнился новыми смыслами благодаря актёрам, которые поколение за поколением привносили что-то новое в веками отработанные сценические приемы. И всё же, хоть внешне Кабуки и стал больше походить на европейский театр, ему, как и большинству жанров японского традиционного театра, всегда был свойственен ряд специфических особенностей и тонкостей. В их числе каноническая структура спектакля, особая регламентированность исполнительской техники, символизм цвета и музыки.
На лекции мы посмотрели на то, что происходит непосредственно на сцене, изучили техники движения, костюмы актёров, элементы декора. Мы посмотрели, как преображаются мужчины для ролей-оннагата, а также поговорили об основных сюжетах и пьесах, которые исполняются на сцене в театре Кабуки.
• • •
Лекции прошли в магазине "Желтый двор" по адресу Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 15.