• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар «Святость и конфликт» – доклад Владимира Бобровникова (видео)

14 апреля в 20:00 состоялось пятое заседание семинара «Святость и конфликт», на котором с докладом «Коллективная память о советском прошлом и ре-исламизации в мусульманской агиографии: кейс блаженного (аулия) Вагуф-буба в Южном Дагестане» выступил профессор ИКВИА Владимир Бобровников.

Семинар «Святость и конфликт» – доклад Владимира Бобровникова (видео)

Доклад основан на полевых материалах, собранных во время экспедиций по святым местам (пир, зиярат) в Южном Дагестане 2021–2022 гг. В его основу положен кейс советского юродивого Вагуф-буба (1894–1972) из лезгинского селения Луткун. Этот новый популярный святой, вошедший в мусульманскую агиографию в 1990-е годы, в отличие от других шейхов региона не связан с суфизмом и не имел при жизни благородного сейидского происхождения от арабов-исламизаторов. В настоящее время оба его святых места в частном доме и на кладбище Луткуна – наиболее почитаемые зияраты Южного Дагестана после пира Пир-Сулеймана на г. Шалбуздаг. Разные устные и отчасти записанные версии его жития, в том числе помещенные на лезгинских сайтах Рунета, представляют Вагуф-буба блаженным дурачком (аулия) в образе нелепого старика с парализованной ногой, еще при жизни творившего чудеса (карамат), как для исцеления отдельных людей, так и для нужд целых сельских общин в колхозах (вызывание дождя в засуху). В 1990е – 2010-е годы его культ (через паломничества-зияра) был увязан с местами памяти средневековых арабских исламизаторов Гаджи и Мусы, неподалеку от пира которых его могила-зиярат, а с другой стороны со святилищем (Текке) трех шейхов XVI–XVII вв. из суфийского братства Халватия, похороненных в лезгинском селении Хлют недалеко от Луткуна. По своему типу агиографический кейс Вагуф-буба напоминает православных блаженных стариц вроде св. Ксении и св. Матроны.

Основное внимание в докладе было обращено на переосмысление советского прошлого в постсоветской мусульманской агиографии в историческом контексте исламского бума 1990-х годов и десекуляризации всего региона в последние десятилетия. Кейс юродивого колхозника Вагуф-буба позволяет обсудить перемены, произошедшие в нарративах и практиках культа святых в исламе среди мусульман регионов с коммунистическим прошлым. Они отразились и на внешнем виде зияратов. Сам постсоветский тип стихийно сложившегося агиографического «канона» мусульманских святых и категории блаженных-аулия в нем еще не вполне полно описан и проанализирован в имеющейся литературе. Не до конца разобраны встречающиеся в нем устойчивые сюжеты безбрачия, переселения, врожденного недуга, вещих снов и смерти. Не вполне понятно, какую роль в нарративах о ставших блаженными «друзьями Аллаха» юродивых играет исламское (и книжное вообще) знание, которого они были лишены до смерти, как в этих нарративах представлены отношения святых с властями (государством, учеными-улемами и суфиями), есть ли отличия в чудесах (карамат), совершаемых юродивыми, в чем особенности материальной религиозности их культа, почему в постсоветские десятилетия перестали совершаться коллективные моления о даровании (или прекращении) дождя. Наконец, следует прояснить значение ритуальных сетей святых мест районного и регионального уровней, связанных их обходами паломниками.

Семинар организован в рамках работы проекта «Междисциплинарные исследования агиографических традиций» (при поддержке фонда «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2022 г.).

Все новости ИКВИА