«Апокалипсис без казней («Иосиф и Асенет»)» – доклад Н.В. Брагинской (видео)
Доклад главного научного сотрудника ИКВИА, профессора Н.В. Брагинской под названием «Апокалипсис без казней («Иосиф и Асенет»)», прочитанный 9-го декабря в рамках конференции центра Сэфер "Последние времена в славянской и еврейской культурной традиции", был посвящен уникальному откровению, включенному в символическую повесть «Иосиф и Асенет» (ИиА).
Жанр Откровения, если в нем речь не о личной эсхатологии, а о решающей трансформации мира, предполагает наказание грешников, истребление нечестивцев, глад, мор, пожары и т.п., что выражает обиходное значение слова «апокалиптический». Только в ИиА нет казней и разрушений как условия преображения мира.Чтобы понять, почему сочинение, совпадающее по множеству параметров с апокалиптическими произведениями, в этом отношении отличатеся от всех, в докладе была использована таблица, составленная Джоном Коллинзом для отвечающих общепринятому определению жанра откровений 15-ти еврейских апокалипсисов. Таблица включает почти три десятка признаков, но ИиА в ней не рассматривалась. Между тем по числу заполненных ячеек таблицы ИиА близок или равен только наиболее «богатым» характеристиками Книге Даниила (7-12) и 4 Эзре. Только в ИиА и Данииле присутсвует Эпифания, только в ИиА имеется спасение в настоящем (в таблице Коллинза эта графа для еврейских апокалипсисов вообще не заполнена и рассчитана на «вырост»: для христианских апокалипсисов). И это несмотря на то, что отсутствуют три позиции, связанные с судом и истреблением а)грешников, б) всего мира, в)сатаны и его ангелов, что нет путешествия в иной мир, нет вымышленного автора, характерного для всех 15 апокалипсисов, так называемых «псевдэпиграфов». Автор ИиА не известен.
Вместе с тем в «Иосиф и Асенет» есть черта, которой нет ни в одном религиозном откровении. В апокалипсисах участвуют только двое: человек, получающий откровение, и «иномирный медиатор», который сообщает некую тайну («каков тот свет» и/или будущее этого света). Однако об откровении Асенет сообщает не она и не «медиатор» (Антропос - вождь воинства Всевышнего), рассказ ведет кто-то третий - Автор. Таким образом вместе сакрального текста перед нами художественное произведение с его условностью «всеведающего автора». Это обстоятельство, возможно, решающее для понимания природы данного текста. Он не чисто религиозен, он несет в себе черты художественной утопии. Для преображения мира, для наступления Царства не нужны кары, огонь и потоп, истребление падшего человечеситва, не нужна веоимкая жертва. Книга делает отдельное существо воплощением языческого человечества, которого любовь приводит к покаянию и обращению. На месте семи печатей – семь дней покаяния и поста, и вместо мироустрояющей катастрофы предлагается мироустрояющий брак мессии Иосифа, «первородного сына Божия», и обратившегося человечества - Асенет, переименованной в hАсенет (Град Убежища= спасения). Их брак входит в предвечный замысел и будет вечным.