Доклад профессора ИКВИА Н.В. Брагинской об иконографии мандорлы на междунородной конференции "Свидетель века: к 100-летию Азы Алибековны Тахо-Годи" (видео)
26-28 октября в научной библиотеке "Дом А.Ф. Лосева" состоялась международная научная конференция "Свидетель века", приуроченная к столетию со дня рождения А.А. Тахо-Годи. Профессор ИКВИА Н.В. Брагинская выступила на ней с докладом "Два ключа к иконографии мандорлы".
В докладе была предложена интерпретация иконографии христианской мандорлы, которую два или четыре крылатых ангела несут, прикасаясь к внешней рамке. Эта иконография имеет истоки в древней погребальной процессии римской знати – вынос двумя родственниками восковой маски покойного, помещенной на щит и его уже покойных предков. Описание этого обряда содержится у Плиния Старшего – это первый ключ. Рельефные портреты на щитах еще Аппий Клавдий стал посвящать в храм Беллоны, они размещались на стенах ближе к потолку. Позднее такие рельефные портреты металлические, а затем и стуковые стали появляться в других публичных зданиях, например, в библиотеках. «Потомками» этих щитов в докладе объявляются не только рисованные портреты в рисованных золоченых круглых рамках, которые известны по фрескам верхнего яруса стены более позднего римского времени, но и рельефные портреты тондо знаменитостей, которые украшают современные библиотеки, школы, консерватории и в наше время.
После того, как в эпоху Адриана кремацию стало вытеснять погребение в саркофагах, щиты с портретами предков обрели новую функцию: процессия закончилась у саркофага, но дальнейшая судьба умершего состоит в том, что его душу уносят на небеса крылатые существа (купидоны, ники, гении). Уже ушедший в прошлое патрицианский ритуал имагинативно продолжился на рельефах саркофагов и проводы покойного продолжены за пределы земной жизни и похоронной процессии. Портрет воспроизводит рамку щита и несение щита двумя родственниками (clipeata imago), но щит стал медальном, военное (патрицианское) значение ушло, в округлых медальонах помещены портреты и мужчин, и женщин и детей.
Еще в 1938 г. археолог Дж.У. Эльдеркин, не затрагивая истории похоронной процессии, возвел мандорлу к clipeata imago; но его сопоставление не сочли убедительным.
В качестве «второго ключа» к проблеме в докладе предлагается уникальное обоснование «рамки» будущей мандорлы из раннехристианского Видения мученика Сатура (203 г.). В своем видении Сатур описывает ту «сцену», которую изображают на саркофагах: он описывает выход из тела самого себя и Перпетуи: «Мы уже претерпели и вышли из плоти, и четыре ангела понесли нас на восток, не касаясь нас руками» (Страсти Перпетуи и Фелицитаты, XI. 2). Это самое древнее описание «сюжета» мандорлы, в которой впоследствии перемещаются между мирами преимущественно Христос и Богородица. Древние коптские фрески (VII в.) изображают Вознесение Христа ангелами в точности так, как душу (портрет) умершего, несут купидоны: лик Христа в круглом медальоне несут два или четыре крылатых существа. В дальнейшем наряду с круглой мандорлой, появляется собственно мандорла – миндалевидная рамка, пространством и временем иного мира. Миндалевидные мандорлы обрамляют, как правило, Вознесение и Преображение, а также Христа на троне., то есть вертикальное положение фигуры в мандорле. Уже в раннем средневековье похожие на купидонов ангелы заменяются крылатыми символами четырех Евангелистов; на следующем шаге удаления от прототипа символы Евангелистов обрамляют мандорлу, но не прикасаются к рамке и больше не несут ее.