• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудники ИКВИА приняли участие в международной конференции «Pandemics in historical and regional cosmologies: From the first documented to COVID-19» (Тарту, Эстония).

Сотрудники ИКВИА Анна Цендина, Аглая Старостина, Елизавета Волчкова и Ольга Мазо 20 и 21 мая приняли участие в международной междисциплинарной конференции «Pandemics in historical and regional cosmologies: From the first documented to COVID-19» (Тарту, Эстония).

Сотрудники ИКВИА приняли участие в международной конференции «Pandemics in historical and regional cosmologies: From the first documented to COVID-19» (Тарту, Эстония).

Темой доклада А. Д. Цендиной были народные лечебники монголов (dom, 17-19 вв.), их разновидности, содержание и происхождение. Несмотря на то, что монголы владели некоторыми санитарными способами борьбы с эпидемиями (чумы по преимуществу), в лечебниках эта тема отражена очень скудно. Монголы считали эпидемии наказанием живым существам за нарушение норм поведения и нанесение вреда духам-хозяевам гор, рек, озер и пр. Возможность борьбы с ними рассматривалась только на поле магических манипуляций.

Елизавета Волчкова в своем докладе «Popular Perception of the Plague Epidemic in Guangzhou, China in 1894» анализировала сведения о массовом восприятии жителями Гуанчжоу причин и природы эпидемии чумы, одна из вспышек которой произошла в Гуанчжоу и Гонконге в 1894 г. Кроме того, в докладе были рассмотрены способы борьбы с эпидемией в рамках народной религиозной традиции, применявшиеся чиновниками, купеческой и ученой элитой, а также простыми горожанами.

В совместном докладе «Origins of Xu Xun, a Chinese medieval protector from epidemics» Аглая Старостина и Ольга Мазо рассказали о средневековом божестве Сюй Сюне, борце с драконами и эпидемиями, который вплоть до наших дней почитается в пров. Цзянси и Фуцзянь, а также на Тайване и в других регионах. Некоторые модификации сюжета о противоборстве Сюй Сюня и демонических существ имеют структурное и содержательное сходство с легендой о Сисинии, широко распространенной в Передней Азии, в Восточной Европе, на Балканах и т. д., что дает возможность предположить некитайское происхождение данного божества.

В докладе “The Evolution of the ‘Bat Soup’ Rumour on the Internet” Аглая Старостина рассмотрела происхождение слуха о супе из летучей мыши как источнике COVID-19 и особенности функционирования построенных на нём нарративов. Была отмечена их связь со стереотипами культурного расизма вне Китая и с неприязнью к богатым потребителям мяса диких животных внутри Китая. После спада волны слухов выражение «суп из летучей мыши» осталось эвокативным и может использоваться для нейтрально-иронического маркирования начала эпидемии.

Все новости ИКВИА