«Об исследованиях истоков японского исполнительского искусства Орикути Синобу»: доклад Александры Бурыкиной (Тель-Авивский ун-т, ун-т Хосэй)
22 февраля во вторник в 17.30 в рамках японистического семинара ИКВИА ВШЭ состоиялся доклад Александры Бурыкиной (Тель-Авивский ун-т, ун-т Хосэй) «Об исследованиях истоков японского исполнительского искусства Орикути Синобу»
В докладе будут представлены некоторые размышления насчет особенностей подхода к изучению японского исполнительского искусства в работах этнолога, Орикути Синобу (1887-1953). Основным источником анализа в докладе послужит один из первых и базовых текстов автора по теме – «Зарождение Окина» (Окина-но хассэй, 翁の発生, 1928) и вышедшая в качестве приложения к нему статья «Значение «ваки» в театре Но: заключительная часть работы «Зарождение Окина» (Но:гаку ни окэру «ваки»-но иги – «окина-но хассэй»-но сю:хэн, 能楽に於ける「わき」の意義 ―「翁の発生」の終篇, 1929). Основной причиной обращения к этим текстам автора доклада послужило знакомство с новыми подходами к интерпретации работ Орикути в японских исследованиях, которые пролили свет на ранее оставляемые без должного комментария, «темные» места. Начиная с работ Хасимото Хироюки (2004) и до последних статей Андо Рэйдзи (2020) взгляд на понимание истоков и процессов развития японского исполнительского искусства в работах Орикути постоянно уточнялся. В свете этих исследований в докладе будет предпринята попытка по-новому взглянуть как на «теорию зарождения» (хассэй-рон, 発生論) Орикути Синобу в целом, так и расширить понимание введенных прежде в российскую научную литературу отечественными японистами понятий марэбито, модоки и др. Немаловажным будет также отметить и внимание Орикути к древним трактатам по искусству театра Но и провести параллель с существовавшими в его время теориями развития японского исполнительского искусства.