Многоученые мужи, художники-любители, причудники: феномен бундзин его репрезентация в музейном пространстве – доклад Ирины Мельниковой
5 апреля во вторник в 17.30 в рамках Японистического семинара ИКВИА ВШЭ состоялся доклад Ирины Мельниковой (ун-т Досися, почётный профессор) "Многоученые мужи, художники-любители, причудники: феномен бундзин и его репрезентация в музейном пространстве".
Хорошо известный термин бундзин, а также творческие принципы и стиль жизни людей, которые в Японии 18-20 вв. воплощали собой идеал свободной саморазвивающейся личности, совершенствующей свои таланты в различных искусствах, далеко не изучены исчерпывающим образом. Принципом бундзинов была многосторонность творческих устремлений, но исследователи как правило занимаются лишь отдельными, наиболее успешными сферами деятельности того или иного автора: Ёса Бусон – поэт, Уэда Акинари – писатель, Икэ Тайга – художник. Живопись, самое важное искусство для бундзинов, поскольку именно через живопись вэньжэньхуа (бундзинга) в Японию конца 17 в. пришли из Китая идеи свободного творчества интеллектуалов-дилетантов, до сих пор редко демонстрировалась в музейных пространствах как наследие единой школы. Предпочтение отдавалось выставкам работ индивидуальных авторов, причем только известных и признанных искусствоведческой традицией художников.
Открывшаяся 23 марта 2022 года в Музее Современного искусства Киото выставка «Высокое и низкое. Салоны. Солидные дома Киото и малоизвестные художественные кружки Осака» (雅と俗―サロンー京の大家と知られざる大阪画壇) берет на себя амбициозную задачу поднять на новый уровень изучение феномена бундзин в японской культуре. Параллельно в музее «Сэн оку хакукокан» (泉屋博古館), который также находится в Киото, с 26 марта 2022 года представлена более традиционная коллекция живописи в стиле бундзинга из коллекции семьи Сумитомо под названием «Живопись странствий» (旅する絵画). Мы обратимся к выставочной стратегии двух этих музейных пространств, чтобы определить основные проблемы и пути их преодоления на нынешнем этапе нашего знания о феномене бундзин. Поскольку большая выставка в Музее Современного искусства Киото охватывает временной период с начала 18 в. до 1940-х годов, мы сосредоточим наше внимание на тех художниках 18 в., чьи стихи, путевые дневники и мемуары позволяют проследить возникновение и развитие литературно-художественных кружков бундзинов.
Кураторы обеих выставок бундзинга, развернутых в настоящее время в Киото, участвуют в большом международном проекте, который осуществляется при поддержке Британского музея в Лондоне и Школы востоковедения и африканистики (SOAS) Лондонского университета. В некотором смысле можно говорить о пересмотре подходов к школе бундзинга в международном масштабе.