• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Охота на гигантского червя, инструкция по применению снежного человека и древние хозяева новой республики: монгольские фольклорные нарративы в экспедиционных отчетах В. А. Казакевича (1896–1937)»: доклад Д.А. Носова (видео)

16 декабря в 17–00 состоялась очередная встреча семинара «Души и духи в китайской культуре». Дмитрий Алексеевич Носов выступил с сообщением «Охота на гигантского червя, инструкция по применению снежного человека и древние хозяева новой республики: монгольские фольклорные нарративы в экспедиционных отчетах В. А. Казакевича (1896–1937)».

«Охота на гигантского червя, инструкция по применению снежного человека и древние хозяева новой республики: монгольские фольклорные нарративы в экспедиционных отчетах В. А. Казакевича (1896–1937)»: доклад Д.А. Носова (видео)

Былины, сказки, песни, частушки, ритуальные тексты народной религии имеют четко выраженную риторико-стилистическую организацию и легко выделяются в потоке речи. Это позволяло основоположникам монголоведения фиксировать данные повествования с первых шагов в исследовании традиционной культуры монгольских народов. Сложнее обстоит дело с жанрами так называемой «несказочной» прозы – быличками, легендами, преданиями. Они не имеют специальных стилистических маркеров, что не позволяет сразу же заметить их в беседе с информантом. Тем не менее, путевые заметки исследователей Центральной Азии нередко содержат пересказы подобных произведений.

Ярким примером такого источника являются экспедиционные отчеты студента-монголоведа Владимира Александровича Казакевича (1896–1937). С 1923 по 1925 гг. он совершил пять экспедиций в южные, западные и восточные районы МНР по заданиям Полпредства СССР в стране, Ученого Комитета Монголии и непосредственно Правительства молодой республики. Это позволило ему среди прочего описать несколько мифологических персонажей – знаменитого «гигантского червя» – олгой хорхой, обитающего в пустыне Гоби, монгольского «снежного человека» – хун-хара и даже случай контаминации этих персонажей. Главным его достижением стала характеристика актуального состояния «культа гор» – сложного явления традиционной культуры монголов, во многом определявшего хозяйственно-экономическую и политико-административную жизнь страны после распада империи Цин. Выступление будет сконцентрировано на описанных в источнике образах мифологических персонажей и их функциях в народном сознании монголов.

Д. А. Носов – научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Петербург), занимается фольклором и литературой монгольских народов. В 2012 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структура повествования монгольской народной сказки».

Семинар «Души и духи в китайской культуре»