• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Японистический семинар: Концепция «четырехмерного пространства» в поэзии Миядзавы Кэндзи

6 апреля в рамках японистического семинара ИКВИА ВШЭ состоялся доклад студенческой исследовательской группы — Екатерина Абрамова, Даниил Алексеев, Давид Николаишин-Шищук, Павел Гущин под руководством Ольги Забережной (ШВ ВШЭ) — «Концепция “четырехмерного пространства” в поэзии Миядзавы Кэндзи».

Японистический семинар: Концепция «четырехмерного пространства» в поэзии Миядзавы Кэндзи

By Eric Yu @ Creative Commons

Миядзава Кэндзи (1896–1933) — один из самых оригинальных японских поэтов‑авангардистов, одновременно сочетающий в своем творчестве научное и религиозное мировоззрение, увлечение геологией, астрологией и сельским хозяйством и многое другое. Поэтому творчество Миядзавы рассматривают исследователи из самых различных сфер: помимо философии, литературоведения, религиоведения, это астрология, математика, психология, география, геология и др.

Как один из возможных подходов мы предлагаем рассмотреть творчество поэта через призму его концепции «четырехмерного пространства». Герои рассказов и стихотворений Миядзавы зачастую попадают в пространство, отличное от привычного нам мира, термин «иное пространство» (ику:кан) широко применяется исследователями Миядзавы. Само слово «четвертое измерение» (第4次元) Миядзава использует всего несколько раз в своих текстах, но из этих примеров очевидно, что невидимое привычному глазу измерение играет решающую роль в сознании поэта и позволяет ему подняться на более высокую ступень творчества.

Понятие о четырехмерном пространстве могло возникнуть у Миядзавы из распространенных в то время в Японии теории относительности Эйнштейна, пространства Минковского и их интерпретации японскими авторами, но в творчестве Миядзавы оно перерастает из математического в значение трансцендентного состояния разума, постижения истины, буддийского просветления или движения к нему, сферы действия единого «космического», вселенского сознания, где нет будущего, настоящего и прошлого, мир един и позволяет видеть уже умерших (в т.ч. любимую сестру поэта Тосико) и общаться с ними.

Пытаясь продемонстрировать понятие о четвертом измерении на примерах из поэтических текстов, мы выделяем несколько ключевых образов, которые не только являются сквозными в поэзии Миядзавы, но очевидно связаны с проникновение в другой мир, а именно: Асура, облако, поезд, лес, прозрачные объекты. Так, некоторые виды облаков сопровождают лирического героя в его путешествии к особому состоянию сознания, провоцируют такое путешествие также поездка на поезде и движение через лес. Другие, черные облака, а также Асура (с которым частично отождествляет себя герой) мешает попаданию в это состояние. Свойство прозрачности, которым Миядзава наделяет многие объекты, позволяет предполагать, что эти объекты относятся к другому миру и становятся видимы тем, кто попал в четырехмерное пространство. В рассказах Миядзавы это дети, фермеры, охотники, маленькие животные и другие существа, близкие к природе и способные благодаря своей чистоте и наивности почувствовать недоступное сознанию взрослого человека.

Знакомство с концепцией четвертого измерения позволяет прояснить не всегда понятную на первый взгляд логику текстов Миядзавы, проанализировать их структуру и значительно упрощает их интерпретацию.

Японистический семинар