• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Историческая теория тэндайского монаха Дзиэн – доклад Владлены Федяниной

17 декабря в рамках японистического семинара состоялся доклад Владлены Федяниной (МГПУ) «Историческая теория тэндайского монаха Дзиэн (1155–1225)». Доклад был посвящен анализу историософской концепции Дзиэна, представленной в сочинении о японской истории «Гукансё» (1220‑е), в рамках японского буддизма.

Историческая теория тэндайского монаха Дзиэн – доклад Владлены Федяниной

Значительная часть работ Дзиэна (慈円) («Мои случайные мысли» («Гукансё:» 愚管抄, 1220) и поэтические произведения) посвящены описанию истории Японии. В средневековой Японии поиски стороннего, объективного взгляда на историю и государство разворачивались в рамках религии как опосредующего механизма и как методологии. У Дзиэна системно‑рациональный способ осмысления истории также вписан в ту систему координат, которую сегодня принято называть синто‑буддийским синкретизмом.

Историческая концепция Дзиэна, основанная на общебуддийких представлениях о пространстве и времени, поясняет события прошлого и настоящего, а также позволяет прогнозировать будущее. Особенности именно японского буддизма проявляются в прогнозах Дзиэна о будущем рода государей и своего рода — Фудзивара (ветвь Кудзё, 九条), которым покровительствуют японские божества ками (神).

Основываясь на ключевых концепциях и терминах индийского буддизма, таких, как, например, маппо: (末法) и санкоку (三国), Дзиэн переосмысляет историю императорского рода и изменения в порядке наследования престола, предлагает свой вариант периодизации истории. Отдельное внимание было уделено циклам стихов для подношения в храмы, написанным Дзиэном в 1213–1221 гг., и выраженным в них политическим и буддийским идеям.

Дзиэн осознает Японию как особенную страну, которая находится под защитой своих божеств. Это позволяет проследить разработку концепция «земли богов» (синкоку, 神国) в буддийской теоретической мысли.


Японистический семинар