• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фисгармония в Японии — доклад Натальи Клобуковой (Голубинской)

3 декабря в рамках японистического семинара ИКВИА ВШЭ состоялся доклад Натальи Клобуковой (Голубинской) (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Центр «Музыкальные культуры мира») на тему «Фисгармонизация всей страны. Из истории японских клавишных музыкальных инструментов».

Фисгармония в Японии — доклад Натальи Клобуковой (Голубинской)

С началом периода модернизации в Японии началось распространение западного искусства, в том числе и западной музыки. Неожиданным образом именно фисгармония (портативный орган) оказалась тем музыкальным инструментом, который быстро распространился буквально по всей стране. Иностранные гости, приезжавшие в Японию, прежде всего оятои гайкокудзин (お雇い外国人 специалисты различных профессий, работавшие по найму), а также христианские миссионеры, привозили с собой фисгармонии как для домашнего музицирования, так и для проведения протестантских и католических богослужений; общее пение молитв под аккомпанемент органа объединяло новообращенных христиан и прививало ощущение красоты и истинности божественного слова. Фисгармонии использовались также и в православной церкви для обучения прихожан хоровому пению. Районы проживания иностранцев в Токио, Йокогаме, Кобэ, Нагасаки полнились звуками фортепиано и фисгармоний, причем последние ввозились значительно чаще, поскольку были проще в употреблении и не требовали тщательной настройки.

При посольствах, учреждениях, учебных заведениях учащалось проведение небольших концертов западной музыки под аккомпанемент фисгармоний, инструмент становился все более популярным как носитель западной музыкальной гармонии, непривычной для слуха японцев. Помимо этого, в 1871 году был принят Закон о всеобщем среднем образовании и были созданы школы для обучения детей по западным общеобразовательным системам; в школьные программы были включены уроки пения, которые проходили под аккомпанемент скрипки или фисгармонии.

До середины 1880‑х годов фисгармония была редким гостем на уроках музыки, поскольку западные фисгармонии были дороги и купить их было очень непросто; однако с 1887 года, когда в городе Хамамацу некий Торакусу Ямаха открыл небольшую фабрику «Ниппон гакки» (будущий концерн «Ямаха») по производству фисгармоний (по‑японски — фукин 風琴), японские фисгармонии постепенно появились практически в каждой японской школе. Таким образом, фисгармония как репрезентант западного музыкального мира успешно распространилась по всей стране и привила японцам ощущение новизны времени и любовь к хоровому пению.

 

Японистический семинар